Ноябрь-декабрь 2003 года
…
Учитель года — 2003
Наверно, у каждого школьника есть свой "лучший учитель года". Самый справедливый, самый знающий и умеющий найти подход именно к твоему классу. Иногда мнение ребят и высшего педагогического начальства страны совпадает, и тогда о твоем любимом учителе вдруг узнает вся страна, его фотографии печатают газеты, а он сам получает призы, один из которых, например, — компьютерный класс родной школы, оборудованный по последнему слову техники (или науки?). Такое "вдруг" случилось для учеников гимназии N 166 Петербурга, чему они, конечно, были очень рады. Преподаватель их гимназии — учитель истории, обществознания и риторики Игорь Альбертович Карачевцев победил в престижном конкурсе "Учитель года России".
О том, что он когда-нибудь будет сидеть за учительским столом, ставить оценки, вести опрос, Игорь Альбертович задумывался еще в детстве. Ему была интересна эта профессия. Конечно же, у него самого был замечательный учитель истории, Зоя Владимировна Ефимова (школа N 295 Фрунзенского района Ленинграда).
— Зоя Владимировна очень интересно рассказывала, на ее уроках всегда было много наглядных материалов, картин. Это вызывало у нас бурю эмоций, — говорит Игорь Альбертович. — Ее любимым делом был кружок, где ребята не просто изучали историю по книжкам, а сами создавали то средневековый замок, то выжигали на дереве сцены из спартанского боя.
Почему-то всегда говорят о том, что ребятам должно быть интересно на уроке. А может быть, важней, чтобы учитель каждый день шел на работу, как на праздник, чтобы он продолжал усиленно изучать свой предмет и обдумывать новые идеи преподавания? У лучшего учителя России-2003 свое представление, как надо учить в школе:
— Бездумное заучивание фактов, теорем и законов приводит к скуке. Хотелось бы сделать в школе живую алгебру, живую историю, живую физику... Для этого хорошо бы, к примеру, изучать физику как историю судеб учёных, которые в определенный момент приходили к тем или иным открытиям. А литературу не как перечисление стилистических особенностей произведений и каких-то исторических дат, а так, чтобы ученики слышали живое биение сердца человека, создавшего их...
В Москве И. А. Карачевцева назвали учителем-исследователем. А по-моему, он еще и мечтатель. Хочет, чтобы каждый школьник любил и понимал предмет, которому его "обучают", не терял попусту время. Чтобы в школе всем было хорошо. А из ребят вырастали интересные личности, независимо от той профессии, которую они выберут.
"Сердце отдаю детям"
После уроков многие ребята — в России это 10 миллионов человек — приходят в дома и дворцы творчества, спортивные школы, клубы. Чтобы у них все получилось и новые знания приносили радость, трудится целая армия педагогов дополнительного образования, воспитателей и вожатых.
Один раз в год, осенью, мы видим лучших из этих замечательных людей в Петербурге, на Всероссийском конкурсе "Сердце отдаю детям". Они не только рассказывают о своей работе, но и проводят открытые уроки, мастер-классы, бывают на экскурсиях в районных домах и дворцах детского творчества. Любимых учеников "захватить" с собой на конкурс они, конечно, не могут, поэтому "экспериментальный" класс для открытых уроков собирается здесь, на месте, из учеников питерских школ. Соревнования проходят по номинациям. Первые места в 2003 году получили:
- научно-техническая номинация — Олег Вениаминович Хмелевский, Дворец детского и юношеского творчества, г. Пенза;
- "изобразительное и декоративно-прикладное творчество — Сабина Сабировна Джалилова, Дом детского творчества, г. Избербаш (Республика Дагестан);
- физкультурно-спортивная номинация — Ирина Сергеевна Назаренко, специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва, ст. Егорлыкская (Ростовская обл.);
- номинация "Старшие вожатые" — Елена Геннадьевна Варанкина, ВДЦ "Орленок", г. Туапсе;
- туристско-краеведческая номинация — Людмила Ивановна Игушева, Республиканский центр детско-юношеского туризма и экскурсий, г. Сыктывкар;
- эколого-биологическая номинация — Лариса Геннадьевна Чаевцева, областная станция юных натуралистов, г. Ульяновск;
- художественная номинация — Александр Александрович Мацюра, Центр развития детей и юношества, г. Советск (Калининградская обл.);
- социально-педагогическая номинация — Ольга Владимировна Кузьмина, Дом детского творчества N 1, г. Пенза.