Архив журнала для детей Костер

Ноябрь-декабрь 2006 года

Журнал Костер. Ноябрь-декабрь 2006 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»



ЧТО ТАМ, ВДАЛИ?

Рассказывают историю о том, как к одному великому художнику пришли родители с просьбой взять сына в ученики. Чтобы подчеркнуть способности юноши, мать сказала: «Он сможет замечательно дописывать фоны на ваших картинах». На это мастер ответил: «Тогда мне нечему его учить». Возможно, история придумана. Но ее смысл в том, что невозможно отделить само изображение от его окружения.

В живописи фоном, отфранцузского слова «дно», «основание», называют дальний план картины, пространство, находящееся за главными фигурами и предметами.

Фон является существенной частью в сюжетных картинах, в пейзажах, в натюрмортах, но особую роль фон играет в жанре портрета. Ведь окружение лица или фигуры портретируемого человека косвенно раскрывает его внутренний мир, создает определенный эмоциональный настрой. Не случайно великий русский портретист М. Нестеров заметил: «…удачный фон — половина дела… ведь он должен быть связан с изображаемым лицом».

Леонардо да Винчи. Портрет музыкантаВ эпоху Возрождения человек представлялся художникам центром мироздания, венцом божественного творения. Стремясь к отображению видимого мира, искусство ставило перед собой задачу запечатлеть и увековечить свободную личность современника, гармоничного возвышенным духом и физическим совершенством.

Единственный в наследии великого Леонардо мужской портрет — «Портрет музыканта». Светлое лицо неизвестного словно выплывает из темноты коричневого фона. Очевидно, что художник стремится как можно точнее передать черты лица неизвестного нам молодого человека, и фон ничем не должен отвлекать внимание зрителя.

Ван Гог. Портрет доктора ГашеСовсем другое отношение к заднему плану своих картин у неистового голландца В. Ван Гога. Для него важнее всего было передать самое характерное, самое сокровенное — «образ души человека». Он писал о своей работе: «Я хочу сделать портрет моего друга, художника, которому грезятся чудные сны (которого осеняют великие мечты), я хотел бы вложить в этот портрет всю свою любовь к нему и совершенно произвольно выбираю краски. Я утрирую цвет его волос до оранжевого цвета. Затем, в виде фона, вместо того, чтобы изобразить банальную стену убогой комнатушки, я пишу бесконечность — создаю самый интенсивный синий тон, на какой я способен, и эта нехитрая комбинация светящихся белокурых волос и богатого синего фона дает такой же эффект таинственности, что звезда на темной лазури неба». Фон становится не просто украшением портрета, а своеобразным художественным средством, передающим отзвук незримых душевных переживаний.

Б. Кустодиев. Портрет ШаляпинаВ портрете Ф. И. Шаляпина русский художник Б. Кустодиев создал яркий образ актера и человека. Монументальная фигура Шаляпина с легким поворотом приподнятой головы предстает как бы на естественной сцене. Великий артист и в жизни ощущает себя играющим роль. Фон воспринимается и как театральная декорация, и в то же время как самостоятельная жанровая сценка, складывающаяся из многих отдельных событий. На фоне сверкающей белизны разворачивается яркое феерическое зрелище. Небольшой провинциальный городок, где ожидается гастрольное выступление Шаляпина, наполнен весельем масленичных гуляний. Скачущие тройки, расписные балаганы, катающиеся с гор и на пестрых каруселях люди, покупатели у лотков и торговых палаток, заснеженные крыши с поднимающимися в морозное небо столбами дыма. Мир вокруг певца многолюден, динамичен, ярок и предполагает долгое, внимательное разглядывание. Кустодиев населят его реальными и вымышленными персонажами. Внизу узнаются две дочери певца — Марфа и Мария. Окружение певца реально, как в жизни, и условно,как на сцене.




Петр Лернер
член Союза художников России

Страничка автора

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»