Февраль 2005 года
…
Вся природа вокруг нас сверкает разнообразными красками. С самых древнейших времен цвет тесно связан с духовной жизнью человека. Люди наделяли его ритуальными и магическими свойствами, а в живописи цвет стал одним из главных изобразительных и выразительных средств.
Весь цветовой ряд условно можно разложить на цвета радуги. Из них выделяют так называемые основные цвета — желтый, красный, синий. И дополнительные цвета,полученные путем смешения основных цветов, это — оранжевый, зеленый и фиолетовый. Один цвет влияет на восприятие другого. Дополнительные цвета усиливают яркость друг друга, создают многообразие оттенков.
Краски тоже могут быть "теплыми" или "холодными". В теплых цветах преобладают оттенки желтого и красного, они ассоциируются с солнцем, огнем, жарой, энергией. опасностью, радостью. Холодные цвета — зеленый, синий, фиолетовый. Они напоминают лед, снег, прохладу, ассоциируются с меланхолией, нежностью и печалью.
Цвета обладают исторически сложившейся символикой. Например, белый цвет символизирует чистоту, благородство и святость, красный — величие и страдание, черный — мрак, смерть и горе. Однако у разных народов цветовые символы могут и различаться. Цвет оказывает сильное влияние на эмоции человека. Красный цвет — возбуждает, согревает, оранжевый — тонизирует, зеленый — успокаивает, фиолетоый — угнетает. Цвет наполнен особым внутренним содержанием. Он, по словам поэта Расула Рза — "вестник печали и вестник надежды, траура вестник и вестник мечты". В другом своем стихотворении поэт заметил, что "краски память нашу будят, краски чувства наши будят".
Как же из такого разнообразия художник выбирает необходимые краски? Самое главное, что из применяемых красок художник старается создать цветовое единство — колорит картины. "Колорит — оркестр из красок", — считал русский художник Б. Кустодиев. Это значит, что цвет, передавая зрительные ощущения видимого мира, одновременно передает и настроение художника.
В Третьяковской галерее находится удивительная картина Ф.А.Малявина "Вихрь". Трудно пересказать ее сюжет. Картина воссоздает не определенное жизненное событие, а общее настроение и ощущение. Изображение сверкает, рассыпается красочным калейдоскопом, захватывает зрителя живописной стихией цвета. Мы первоначально не воспринимаем фигуры идущих навстречу ветру крестьянок, нас захватывают переливы и всплески красок, яростный цветовой костер из мазков и пятен. В этом полотне в полную силу звучит единая цветовая мелодия со множеством оттенков. Насыщенный красный цвет, горячий колорит напоминают о бурных драматических событиях начала века. Но это и праздничный цвет жизненной силы, энергии и идущей из глубин народной жизни радости бытия.
Совсем по-другому звучит цвет в картине В.Э.Борисова-Мусатова "Водоем". Мягкие, словно приглушенные цвета создают особое лирическое настроение. Облака и деревья опрокинуты в зеркало воды, мир увиден художником сквозь волшебный кристалл поэзии. Художник создает холодный колорит из синих, зеленых, фиолетовых цветов. Молчаливые, погруженные в свои мечты, хрупкие девушки замерли у неподвижной воды. Синий цвет платья, словно отзвук далекого неба. Тонкие цветовые переливы голубых, фиолетовых, желтых, зеленовато-охристых красок передают настроение легкой меланхолии исветлой печали, мягкой расслабленности и внутренней сосредоточенности. Так, используя цвет, художник воздействует на наше восприятие, пробуждая сильные эмоции, создает волнующие образы, рождающие в нас мысли и чувства.
член Союза художников России