Апрель 2007 года
…
ТАЙНА СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ
«Маленький принц». Эту мудрую сказку написал французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Во время Второй мировой войны он был военным летчиком и погиб при полете над Средиземным морем. Тайна его гибели до сих пор полностью не раскрыта.
«ДОСТАНЬ-КА ЛУНУ»
Сент-Экзюпери был мужественным человеком. Между тем, внешне он меньше всего напоминал бесстрашного пилота. Полноватый, с округлым лицом и высоко вздернутым носом (в детстве за это ему дали прозвище «Достань-ка Луну»), он, скорее, был похож на учителя или врача.
Приставка «де» к фамилии говорила о дворянском происхождении Сент-Экзюпери. Он мог гордиться своими предками, среди которых были видные генералы и адмиралы. Однако к тому времени, когда он появился на свет, а это произошло 29 июня 1900 года, его отец, граф Жан де Сент-Экзюпери, занимал скромную должность страхового чиновника.
И все же детство будущего писателя и летчика было безмятежным. Они жили в старинном замке на берегу прекрасного Средиземного моря. Антуан беспредельно любил мать — одаренную художницу. Эта любовь нисколько не остыла со временем. В своем последнем письме, незадолго до трагической гибели, он писал матери: «Мне очень хорошо. Совсем хорошо. Мне только грустно от того, что я так давно вас не видел. И я тревожусь за вас, моя старенькая, любимая мамочка».
ДОБРОВОЛЕЦ АВИАЦИОННОГО ПОЛКА
Закончив колледж, Антуан решил стать моряком. И тут его ждала первая неудача: он провалился на вступительных экзаменах. Тогда он поступил в Академию искусств, чтобы сделаться архитектором. Но архитектура не увлекла его. Авиация — вот что могло по-настоящему заинтересовать Антуана. Вскоре он уже был добровольцем летного полка.
Шел 1921 год. Авиация в те времена была еще крайне опасным занятием. Антуан в своих письмах успокаивает мать: «Меня будут учить летать на чрезвычайно тихоходном самолете. Клянусь, вам нечего беспокоиться».
Он освоил летательную машину удивительно быстро. Авиация была, действительно, его делом. Первую серьезную воздушную аварию Сент-Экзюпери, молодой летчик, пережил в 1923 году. Его начальник, майор Гард, после этого случая сказал с похвалой: «Если вы сумели выкарабкаться из такой переделки, то никогда не погибнете в самолете».
Но авария все же на время выбила его из колеи. Живя в Париже, тоскуя по авиации, Сент-Экзюпери все чаще и чаще подумывает над тем, чтобы стать писателем. Он пишет свой первый рассказ под названием «Летчик». Рассказ был напечатан и очень понравился читателям.
«Я НАШЕЛ СВОЕ ПРИЗВАНИЕ»
Сент-Экзюпери не ожидал такого успеха. Он — горд и полон надежд. К тому же ему удалось устроиться в авиакомпанию в городе Тулузе. Он должен был доставлять самолетом почту через горы в Африку, летать над пустыней Сахарой.
Так он стал одним из самых надежных пилотов на очень опасной авиалинии. Мог ли он знать, что работа на этой трассе сделает из него настоящего писателя, что летчики, которых он здесь встретит — Анри Гийо, Жан Мермоз, Дидье Дора, станут героями его книг. Он писал матери с радостью: «Мамочка, ваш сын очень счастлив. Я нашел свое призвание».
Радость была еще и оттого, что быстро продвигалась работа над первым его романом «Южный почтовый». Книга вышла в свет в 1928 году. Опять большой успех! И это не удивительно. Ведь в романе с глубоким знанием дела, талантливо, искренне и правдиво рассказывалось о жизни французских летчиков.
Похвалы не вскружили голову молодому писателю. Да и некогда ему было любоваться собой. Его ждали далекий путь в Южную Америку и новая работа в Аргентине.
ПАДЕНИЕ В ЛИВИЙСКОЙ ПУСТЫНЕ
Он продолжал летать и писать новый роман «Ночной полет» о судьбе летчика Фабьена, погибшего во время ночного полета. Такие полеты для авиации того времени были особенно опасны.
Когда авиакомпания в Аргентине закрылась, Сент-Экзюпери возвратился на родину и целиком посвятил себя писательству и журналистике. На небольшом самолете он облетел многие города Европы.
Весной 1935 года Антуан де Сент-Экзюпери приехал в Москву. Он встретился с нашими летчиками и даже совершил полет в качестве пассажира на самом крупном тогда самолете «Максим Горький».
Может быть, во время этой воздушной прогулки у Сент-Экзюпери зародилась мысль о дальнем рекордном перелете из Парижа в Индокитай. Перелет оказался неудачным. Где-то над Египтом самолет потерпел аварию и упал в пустыне. Сент-Экзюпери и его механик погибли бы от жажды, если бы не встретили кочевников-арабов.
Третья книга — «Земля людей» — также была о летчиках, о риске, дружбе, об ответственности каждого человека за себя и других. Она появилась незадолго до начала Второй мировой войны. Когда Францию оккупировали немецкие войска, Сент-Экзюпери уехал в Америку. Там он и написал свою знаменитую сказку «Маленький принц».
СЕРЕБРЯНЫЙ БРАСЛЕТ
Но быть в стороне от борьбы с фашизмом, жить в тепле и уюте писатель не мог. На фронте сражались и гибли его товарищи. Он настойчиво требует разрешения вступить в ряды военно-воздушных сил и добивается желанного назначения.
Майор Сент-Экзюпери попал в дальнюю воздушную разведку. Он был уже немолод. Давали знать себя старые раны. Здоровье его было сильно подорвано. Без посторонней помощи он уже не мог натянуть меховой комбинезон и залезть в кабину самолета. Друзья старались сберечь его. Однако он отвергал любые поблажки и рвался в небо.
31 июля 1944 года он снова вылетел на фоторазведку. Было прекрасное безоблачное утро. К полудню его ждали на базе. Шло время, а он не возвращался. Когда минуло шесть часов, стало ясно, что произошла беда. Запаса горючего у Сент-Экзюпери было как раз на шесть часов полета.
Его долго считали пропавшим без вести. Только после войны стало известно, что самолет «Лайтинг» с номером майора Сент-Экзюпери был сбит и упал в Средиземное море. Как это произошло, никто не знает.
В конце сентября 1998 года итальянским рыбакам попался в сети почерневший серебряный браслет. На нем с трудом удалось прочесть имя французского писателя. Позже были найдены и обломки самолета.
Ссылки по теме:
А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц
Зорко одно лишь сердце
Сказка о почтальоне
Тот, кто заметил звезду
Геннадий Черненко |
Художник А. Джигирей | |
Страничка автора | Страничка художника |