Май-июнь 2003 года
…
Одним из серьезных увлечений юного царя Петра было плавание по реке Яуза и Измайловскому пруду (под Москвой) на небольшом судне-ботике, доставшемся ему от двоюродного брата его деда Никиты Ивановича Романова. На нем усердно постигал он премудрости управления судном. Плавание на нем было хорошей школой для изучения морского дела, знание которого пригодилось Петру в дальнейшем при создании военно-морского флота.
Когда в первой четверти XVIII века в России был создан военно-морской флот и одержаны блестящие победы над шведским флотом при Гангуте и Гренгаме и Петербург торжественно праздновал Ништадский мир, Петр 1 решил перевезти ботик из Москвы в Петербург, что и было сделано в 1723 году. При этом Петр I издал Указ, как везти ботик. Миссия была возложена на сержанта Коренева. В инструкции говорилось: "... везть Шлиссельбурга на ямских подводах и будучи в дороге смотреть прилежно, чтоб его не испортить понеже судно старое, того ради ехать днем, а ночью стоять и где есть выбоины спускать потихоньку".
На Неве и Финском заливе у Кронштадта ботик ожидала торжественная встреча. На праздник были приглашены послы иностранных государств.
Сам Петр I в ботике стоял у руля, адмиралы заняли места у весел. Балтийский флот приветствовал "Дедушку русского флота". Пушечная пальба, дробь барабанов продолжалась, пока Петр I на ботике обходил строй военных кораблей.
По указанию Петра I от 7 февраля 1722 года надлежало хранить навеки останки кораблей, на которых царь впервые изучал морское дело. 30 августа 1723 года "Дедушка русского флота" был установлен в Петропавловской крепости на пьедестале, сооруженном архитектором И. П. Зарудным. А в 1761 — 1762 годах по проекту архитектора А.Ф. Виста осуществлялось строительство павильона (Ботного домика) для хранения ботика, завершенное в 1765 году. В 1767 году в нем установили петровский ботик.
Ботный домик — это небольшой изящный павильон с белыми колоннами, сооружен на площади перед Монетным двором в Петропавловской крепости в Петербурге. Кровля его увенчана небольшим постаментом и изящной по силуэту статуей богини, представляющей аллегорическое изображение навигации. Деревянная резная статуя дважды заменялась — в 1827 году алебастровой, по модели скульптора Н. А. Токарева, а в 1891 году была заменена на терракотовую, работы скульптора Д. Иенсена.
Подлинный ботик — "Дедушка русского флота" находится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге (см. фото), а его копия-реконструкция с 1997 года хранится в Ботном доме. Она была создана к 300-летию российского флота.