Май-июнь 2004 года
…
Продолжается знакомство с подростково-молодежными клубами Санкт-Петербурга. В клубе "Ровесник" Василеостровского района есть кружок дельтапланеризма. Часть ребят занимается здесь вместе со своими родителями, а часть — самостоятельно. Руководитель кружка Владимир Залманович Марказен рассказал о своих учениках и познакомил с некоторыми из них.
Вот, например, Аня. Очень способная девочка. Летает самостоятельно. Начала заниматься в клубе с 10 лет, это было уже несколько лет назад. В 10 лет — что человек может?
Руководитель: — Смотреть, помогать, иногда прокатиться...
Саша Некрасов — ему сейчас 10 лет — занимается первый год. Приезжает на занятия с другого конца города. Его папа — опытный дельтапланерист. Папа Саши рассказывает: "Считаю, что в этом возрасте ребенок уже может летать на пассажирском месте и пытаться управлять под контролем".
С разрешения родителей Саша уже поднимался в небо...
Наверно, все немного представляют себе, что такое дельтаплан. Он не имеет мотора и, чтобы летать на нем, нужна обязательно какая-то возвышенность и восходящие потоки воздуха.
— Наша местность — достаточно равнинная, — говорит Владимир Залманович, — поэтому потихонечку мы перешли на дельталеты, это летательные аппараты с мотором.
Строят их здесь сами. Алюминий (профиль круглый), чертеж, напильник, болгарка, вот основное. Плюс трудолюбие и умелые руки.
— Дельталет — это большая "стрекоза"?
— Стрекоза — это, скорее, вертолет. А тут большая бабочка.
Саша Жуков, ему 12 лет, самостоятельно делает пока только модели из таких материалов, как дерево, бумага, лавсан, клей ПВА, цветной скотч. В будущем хочет стать авиационным механиком. Он тоже уже летал на дельталете:
— Первый полет, это, конечно, немного страшно... А потом — нет.
Один из старожилов клуба — Женя Орлов. Как говорят здесь, Женя — человек летающий, занимается уже около 8 лет.
Женя: — Все нравится, очень здорово. В полете масса новых впечатлений, раньше не испытанных совсем. Всем советую этим заниматься!
— Но разве все могут летать? Наверно, нужны какие-то особые черты характера?
— Главное — не бояться высоты и стремление, желание летать. И тогда все возможно.
Соревнования в дельталетном спорте происходят на точность посадки, точность исполнения маршрута, точность выполнения воздушных фигур. Как, наверно, и в других видах спорта, среди начинающих заниматься есть большой отсев.
— А почему люди уходят?
Руководитель кружка:
— Сейчас вообще с авиацией у нас в стране большие проблемы. Многие не видят перспектив для себя. Если бы было так, к примеру: сначала учишься сам летать, потом учишься других учить летать. Потом сам работаешь где-то. К сожалению, такая линия не выстроена. А кроме того, время такое, что надо много работать, зарабатывать, чтобы жить. Сейчас у людей очень мало свободного времени остается.
В разговор вступает папа Саши Некрасова:
— А на мой взгляд, причина еще и в том, что многих привлекает внешний антураж. Красивые крылья, разноцветные, моторы трещат. Люди садятся, легко поднимаются в небо. Внешне все очень легко и просто. Когда человек пытается что-то сделать сам, выясняется, что все это чудовищно сложно и требует массу времени, напряжения сил и интеллекта, потому что, не овладев теорией, сложно летать хорошо. Для многих в этом камень преткновения.
Итак, начинающих ждут не только практические, но и теоретические занятия. Практические проводятся за городом в выходные. Накануне все смотрят в небо и ждут хороших прогнозов.
— У вас есть свои приметы погоды? Вот вы хотите знать, будет ли завтра погода...
Руководитель кружка (очень серьезен):
— Есть примета. Если наступает выходной день, то высока вероятность, что погоды не будет. И еще, мы убедились, что погода редко соответствует прогнозу.
Комитета по молодежной политике
и взаимодействию с общественными
организациями Санкт-Петербурга