Июль 2004 года
…
сквозь ветер, на все времена".
("Дорожная песня", Булат Окуджава)
У каждого из нас своя дорога, для каждого из нас звучит своя "дорожная песня". Английский поэт XVII века Джордж Герберт утверждал, что "...люди познаются в пути и в споре". Вот тут-то и возникает необходимость в "святой науке" понимания друг друга и себя самого — в науке, которая кажется на первый взгляд такой простой и очевидной.
"Если хочешь изменить города, начни с улиц", — так говорил Конфуций. Хочешь разобраться в огромном мире, что обступает тебя, найти своё место в нем, — начни с себя. Вглядись, вслушайся, вдумайся! В собственные мысли, поступки, в победы и ошибки. Ошибка — тоже опыт. Сумеешь его правильно исчислить, значит, сделаешь шаг вперед на пути к самому себе. Этот путь самый главный и самый длинный — из всех дорог, что есть на свете.
ПРОСТАЯ НАУКА — своеобразная улица будущего города: демократичная, многолюдная, насыщенная разными событиями, мнениями. Это точка во времени, когда все человечество озабочено острейшими проблемами. Попробуй, найди сейчас человека без проблем! У тебя их, наверняка, тоже хватает. Давай будем разбираться вместе! Приглашаем тебя к разговору, к спору, к откровенному диалогу под рубрикой "Простая наука". Твоими собеседниками станут умные, расположенные к тебе взрослые, которым можно доверять, и которым есть, что сказать тебе.
В самом первом, сегодняшнем разговоре принимает участие наш давний автор, известный детский писатель и журналист Татьяна КУДРЯВЦЕВА
На днях я поняла, что это мое самое нелюбимое слово: "ненавижу". Знаете, почему? Оно пережигает в душе все остальные чувства. И сразу гаснет свет. Все равно, как если бы перегорела лампочка, взорвалась, рассыпавшись на множество острых осколков. И темно, и порезаться можно. Смысла в этом нет никакого. Однако же, с какой легкостью и как часто стали мы произносить это самое слово. Оно несется на нас из нас. Просто беда... Может, все дело в том, что ненавидеть — легче, чем любить?
"Я ненавижу свою классную руководительницу. Она такая правильная, что просто невозможно. Шаг влево, шаг вправо — и все, тут же крик, истерика, а иногда и рукоприкладство. Нет, конечно, не синяки, но подзатыльники. Не больно, но противно. Какое она имеет право так с
нами обращаться? Почему она хочет, чтобы мы все были одинаковые? Мы же не солдаты! И чуть что: "Смотреть мне в глаза! Извинись так, чтобы я тебе поверила!" А как "так"? Туфли ей лизать, что ли? Я вообще считаю, что в школе должны работать счастливые люди. Тогда их не будут раздражать дети. А если ты мать-одиночка и всех вокруг ненавидишь, то лучше иди торговать овощами. По-моему, учителей при приеме на работу надо проверять на любовь к людям, на сострадание, на простое умение улыбаться.
Вика М., Калининград".
Смотри, Вика, какое заразное это чувство: она ненавидит тебя, ты ее, а значит, и всех, кто тебе в эту минуту под руку попадется. Ты этого другого толкнешь или на ногу наступишь, он наступит тебе, и так дальше... Ядерная реакция, чума. Эпидемия. И вместе с тем, я тебя понимаю. Я представляю себе твое лицо, когда ты писала это письмо: бледное (от ненависти почему-то чаще бледнеют, чем краснеют), брови сведены в одну точку, меж бровей вертикальная морщинка, губы сжаты. Сильно, наверное, она тебя обидела, твоя учительница. Так сильно, что от обиды и злости в голове все перепуталось. Ну вот, например: какая же она — правильная, если кричит на вас и лупит! Такого быть не должно никогда. Даже если ты работаешь не в школе, а торгуешь овощами. Посуди сама, понравится ли тебе, если эти овощи швырнут тебе в лицо, да еще и оскорбят?
Школа, конечно, место особенное, по сути говоря, — это сад, где положено расти, а не пригибаться к земле от ненависти. Мне нравится твоя мысль о счастливых людях, которые должны работать в школе. Правда, не уверена в том, что все счастливые умеют сострадать. Скорее, лишь те, что страдали сами. А ты права: без этого свойства души учителю — никак.
Может, со временем и изобретут такой прибор, который станет проверять человека на счастливость, сострадание и способность улыбаться. Умеешь — берем тебя в учителя, не умеешь, — в школу ни ногой! Да только вот какая штука: пока такого прибора нет, а стать счастливыми людям помогают люди. Сострадание — всегда взаимно, как счастливая любовь. Хочешь, чтоб тебе сострадали, научись этому сама. Такое умение — вещь для жизни крайне необходимая, чтобы не быть одиноким.
Попробуй подумать о своей учительнице спокойно, без злости, без ожесточения. Пожалей ее.
Дело даже не в том, что она — мать-одиночка. Я считаю, в самом этом "обозначении" таится некая неправда. Если мать, значит, уже не одиночка! Я, например, знаю одну замечательную учительницу, которая и учительницей-то стала из-за любви к своему собственному ребенку, которого ей хотелось научить всему-всему, что умела и знала сама. Она воспитывала сына одна, но ее мудрости, теплоты, чуткости было столько, что хватило на целый класс. И, представляешь, они так подружились, что когда третьеклассникам пришло время перейти в среднюю школу, она "перешла" вместе с ними, чтобы не расставаться. Повезло им, верно?!
Мне почему-то кажется, что у твоей учительницы, как и у тебя, хватает в жизни обид, только жизнь ее длиннее, а потому и обид накопилось больше. Наверняка, она устала с ними справляться. Бывает ведь так, что на улыбку просто нет сил. Кто сказал, что лишь взрослые должны приходить ребятам на помощь? Наоборот тоже бывает! Помогает тот, кто сильнее! А чем можно помочь? Иногда даже тем, что не кричишь в ответ, если на тебя кричат. Особенно, такое слово: "Ненавижу!" Оно имеет над людьми колдовскую власть. Человек делается хуже, чем он есть на самом деле. В одной из моих сказок была такая героиня — Маленькая Баба-Яга. Она начинала стареть, когда злилась, завидовала или обманывала. От плохих мыслей люди всегда стареют.
А те древние племена, которые ненавидели друг друга, друг друга и уничтожали, не оставив после себя ничего. Вымирали, и все! Без следа. Как-то не хочется, чтобы подобное случилось с нами в XXI веке. Правда? А что думаете вы? Пишите! Давайте попробуем услышать друг друга и вместе найти верное решение.