Июль 2007 года
…
Шунька был самым обыкновенным Лесовичком. И жил, разумеется, в лесу. Там его мама, Лесовиха, заведовала хозяйством. Она была строгой, но справедливой — защищала птиц, ежей, белок, зайцев и наказывала за разбой лису и волков.
Лесовиха жила с Шунькой в небольшом домике на поляне, недалеко от ручья. Она очень любила своего сыночка. Да Шуньку и невозможно было не любить! Это был невысокого роста мальчишка с густыми, жесткими, торчащими в разные стороны зелеными волосами, больше похожими на еловые иголки. На круглом лице Лесовичка ярко блестели лукавые карие глаза и смеялись крупные веснушки.
Мама Лесовиха сшила Шуньке рубашонку из потерянной грибниками шелковой косынки в крупные ромашки, а из старого хромового сапога, увязшего в болоте, выкроила сандалии и штанишки на одной лямке. На вторую лямку кожи не хватило. Чтобы лямка не спадала, ее пришлось пришить наискосок.
Лесовиха и ее сынок были довольны жизнью. Грибов и ягод в лесу полно, вода в ручье не замерзала даже зимой, сухих веток и упавших деревьев хватало для большой печки на всю зиму. Пчелы делились медом, белки — орехами, а жители деревни угощали молоком. Единственное, что огорчало Лесовиху, так это бесконечные проказы Шуньки. То он намазывал лицо и руки медом и нырял в распотрошенную подушку, превращаясь в чучело из перьев. То смешивал соль с сахаром или молоко с керосином, желая выяснить, какие получаются продукты: соленый сахар или сладкая соль, молочный керосин или керосиновое молоко? А однажды чуть не спалил домик, разведя костер прямо на полу.
Осенью Шуньке предстояло идти в школу, и его мама очень тревожилась, как такой шалун усидит на месте целый урок. Кроме того, Лесовичок никак не хотел заранее учиться читать и писать, рассуждая, что тогда ему нечего будет делать в школе. Его познания в арифметике ограничивались счетом до двадцати, а дальше эти противные цифры, по мнению Шуньки, были совершенно не нужны. А вот буквы Шунька немного знал. Лесовиха вечерами писала такими буквами объявления для туристов, а потом прикрепляла их в самых красивых местах: «Уважаемые отдыхающие! Не срывайте напрасно цветы!»
Так бы и жили мама с сыном в лесу, если бы не случилась беда. Как-то раз Лесовиха, после ежедневного обхода лесного хозяйства, не вернулась домой. Много дней бродил Шунька по лесу в поисках мамы. Обошел и весь бор с серебряным мхом, и березнячок, где всегда первыми появлялись рыжеголовые маслята. Он не побоялся даже заглянуть туда, куда ходить ему было строго-настрого запрещено, — на дальнее болото с маленькими кривыми сосенками. Из глаз Шуньки катились слезы, и там, куда они падали, вырастали пушистые елочки. А мама не находилась.
СОРОКА ГРАММАТЕЯ
Сорока Грамматея уже много лет работала в Лесной школе и всегда носила строгое черное платье с отложным белым воротничком. На ее клюве восседали массивные очки, правда, одно стекло у них было треснутым. Грамматея учила лесных зверей читать и писать. Это была настоящая учительница. Она знала все многочисленные правила правописания и могла обучить грамоте самых неподдающихся и ленивых учеников. Даже ежи, сопротивляющиеся премудростям грамматики всеми своими иголками, через месяц, пыхтя, начинали писать диктанты, а через три — изложения. Грамматея любила порядок во всем. На ее уроках царила такая тишина, что было слышно, как падают с высоких кустов перезрелые черниченки. Сорока жила в большой квартире дома для учителей Лесной школы и на жизнь не жаловалась. Но одно ее огорчало: не было у нее ни дочери, ни сыночка. И очень ей хотелось, чтобы в комнатах звенел детский голосок.
Дома Сорока отмыла Шуньку, накормила его щами и оладьями. Лесовичок немного повеселел и стал рассказывать Грамматее разные лесные истории. Шунька так очаровал свою спасительницу, что Сорока решила его усыновить.
Шуньке, с одной стороны, нравилось жить у Сороки, но с другой... уж очень она была строга! Мало того, что каждый день Грамматея занималась с ним, заставляя писать, читать и изучать неизвестно зачем правила, так еще и посылала собирать шишки для школьной котельной. Вот и сейчас Шунька шел по лесу с огромной корзиной.
Для Шуньки настали тяжелые времена. Ему теперь одному приходилось собирать ягоды и грибы, таскать хворост. Он не боялся заблудиться — мама научила его премудростям жизни в лесу: как найти дорогу домой, что делать, если тебя застала гроза, как развести костер без спичек, и многому другому.
А тем временем уже приближалась осень. Шунька решил, как учила мама-Лесовиха, насушить грибов на зиму. Он взял большую корзинку и отправился далеко за ручей, где обычно было полно белых грибов. Но откуда ему было знать, какая опасность его там подстерегает? Старая рыжая лиса незаметно подкралась к Лесо-вичку, схватила его за единственную лямку на штанах и потащила в свою нору. Плохо пришлось бы Шуньке, если бы в это время не проходила мимо учительница Лесной школы Сорока Грамматея со своими учениками зайчатами. Грамматея налетела на лису и начала ее клевать, да так ловко, что разбойница отпустила добычу и, прихрамывая, убежала залечивать раны. Сорока отряхнула Шуньку от налипших иголок и листьев и повела к себе домой.
Вдруг откуда-то из-за ели выскочил здоровенный криволапый курносый пес с плоской мордой и уставился на Шуньку.
— Ты кто? — робко спросил Лесовичок. -Вот я — Шунька. А ты как тут оказался? — Я — собака породы боксер по кличке Дозор, — гавкнул пес. — А оказался я в лесу не по своей воле. Я три года жил припеваючи у местного художника. Но потом он надумал жениться, и его жена сразу же меня невзлюбила. Она все уговаривала мужа выгнать меня из дома и, наконец, добилась своего. И вот теперь я не знаю, что мне делать и куда идти.
— Я не совсем уверен, Дозор, понравишься ли ты моей приемной маме Сороке Грамматее, но я постараюсь упросить ее, чтобы она взяла тебя к нам жить. Я давно мечтаю о собаке.
— Спасибо, Шунька, но мне надо захватить с собой друга — поросенка Чубрика. Он тоже живет у художника. Из него злая тетка решила колбасу сделать.
Шунька немедленно выбросил из корзины все собранные шишки, взял Дозора за ошейник и помчался с ним в деревню выручать поросенка. Друзья подоспели вовремя. Не успел художник оглянуться, как собака и поросенок уже неслись по дороге к лесу, а между ними подпрыгивала какая-то большая еловая шишка. Догнать эту компанию, конечно, уже было нельзя.
Подойдя к дому, Шунька велел собаке и поросенку ждать невдалеке, а сам отправился вести серьезный разговор с Сорокой Грамматеей.
— Дорогая приемная мама, — издалека начал он. — Спасибо, что ты приняла меня в свой дом! А теперь я очень тебя прошу принять и моих друзей.
— Что еще за друзья? Первый раз слышу, — насторожилась Сорока.
— Это верный пес Дозор и премиленький поросенок Чубрик.
— Откуда же взялись твои верные друзья?
— Из соседней деревни. Хозяин выгнал Дозора, а Чубрика вообще хотел зарезать.
Грамматея всерьез призадумалась:
— Как же я могу разместить в школьном доме животных да еще без разрешения?
— Тогда мне с друзьями придется отправиться жить в наш старый маленький лесной домик, — заявил Шунь-ка. — Я верю, что моя мама обязательно вернется. Я буду ее ждать там! Пока я был один — это было опасно, но теперь Дозор нас будет охранять, а с Чубриком будет веселее.
— У тебя доброе сердце, Шунька, — со слезами на глазах сказала Грамматея. — Я попросила свою племянницу, диктора лесного радио, обратиться ко всем птицам и зверям с просьбой узнать, куда же пропала твоя мама. Пока никаких известий нет, но мы будем искать. А ты поживи у меня со своими друзьями.
Новые жильцы, ступая еле слышно, вошли в квартиру Сороки и забились в угол. Сорока вздохнула, велела Шуньке вымыть новым подопечным лапы и копытца и накормила нежданных гостей. Дозору постелили коврик под кроватью Лесовичка, а Чубрика разместили в ванной комнате, строго-настрого приказав им молчать и ни под каким видом не тявкать и не хрюкать, а тем более, не визжать по-поросячьи. Так семья Сороки Грамматеи снова увеличилась в два раза.
ЛЕСНАЯ ШКОЛА
Заведовала Лесной школой Сова Хризантема — умная и образованная птица. Она знала не только птичий, но и несколько иностранных языков, чем очень гордилась. Сова считала, что настоящая дама, а тем более директриса, должна хорошо выглядеть. Она носила блузки светлых тонов с галстуком-бантом и длинные юбки в складку. На голове Хризантемы всегда красовалась новая шляпка. Шляпок у Совы было видимо-невидимо: соломенных, фетровых, велюровых, с ленточками, пряжками, искусственными цветами, а на одной подрагивало перо неизвестной птицы, подаренное ей заморской директрисой, приезжавшей в Лесную школу по обмену опытом.
Директриса подобрала для Лесной школы таких же преданных учителей, как она сама. Математику преподавал Кот Калькулятор. По вечерам было видно, как в его светящихся зеленых глазах быстро-быстро мелькали цифры. Физику вел Баран Конструктор. На одном из его рогов всегда висел старый портфель, раздувшийся от всяких нужных для опытов инструментов. Учителем физкультуры в школе был медведь — добродушный Михаил Дорофеевич Топтыгин. Когда-то он был чемпионом по лазанию по деревьям, и его даже наградили большой еловой веткой и бочоночком меда. Теперь Топтыгин постарел, растолстел и не любил вспоминать о своих спортивных достижениях. Все его звали просто — Дорофеич. Шунька сдружился со стариком, а Топтыгин ласково называл Шуньку «мой внучек».
Самыми молодыми учителями были Кот и Баран. Они и сами недавно окончили Лесную школу. Подчас им не хватало терпения, и они могли даже прикрикнуть на нерадивых учеников, за что всегда получали выговоры от Хризантемы.
Математик и физик постоянно что-то изобретали, пропадая в школьной мастерской. Сейчас они заканчивали сборку универсальной машины — телесаней. По замыслу изобретателей телесани могли ездить по лесным дорогам и зимой, и летом. Спереди у супермашины были полозья, а сзади — колеса. Работали телесани на горчичном двигателе.
Вначале Шунька дневал и ночевал в мастерской, сидя в сторонке и восхищенно наблюдая за действиями Кота и Барана. Но когда изобретатели не разрешили ему приближаться к телесаням ближе, чем на расстояние вытянутой руки, страшно обиделся. Окончательно разозлило Шуньку замечание Барана:
— Не смей ничего привинчивать к машине, а тем более, отвинчивать! Заметим — уши надерем!
С тех пор Шунька больше в мастерскую не приходил. Он обид не прощал и решил насолить изобретателям, подбросив в горчичный двигатель пару кусочков сосновой смолы.
И вот пришел день испытания телесаней. Изобретатели торжественно выкатили свою чудо-машину на большую поляну. Зрителей собралось великое множество. Помимо учителей Лесной школы пришли звери из близлежащих лесов. Приковылял даже огромный кабан, который по старости уже редко выходил из густого подлеска, где отлеживался в яме.
Кот и Баран в красных комбинезонах на молниях приветственно помахали зрителям, надели шлемы, защитные очки и сели в свой автомобиль. Горчичный двигатель взревел. Машина резво взяла с места, но неожиданно дала задний ход и покатилась по крутому склону вниз. Затем раздался глухой хлопок, и телесани развалились на две части. Сова Хризантема схватилась за сердце, преподаватели и зрители дружно охнули.
Кота и Барана отбросило в разные стороны. Калькулятор успел ухватиться за корявую ветку сосны, а Конструктор запутался рогами в густом кустарнике. По бугру с печальным звоном летели вниз дверцы, колеса, трубочки, пружинки и еще множество разных деталей.
Шунька, издали наблюдавший за испытаниями, заголосил тут же сочиненную им частушку: Телесани с горки мчались, Зацепились за бугор. Разлетелись на две части. Двум конструкторам — позор!
Но Лесовичок не знал, радоваться ему или грустить. С одной стороны, он отомстил Коту и Барану, но, с другой, он не думал, что телесани совсем развалятся, и в глубине души ему было жаль и необыкновенную машину, и ее создателей.
ПЕРЕЕЗД В ГОРОД
Великие изобретатели не долго сокрушались о крахе телесаней. Сова Хризантема дала им более важное задание — срочно создать роботов по программе сладких методов обучения. Дело в том, что Лесная школа стала пользоваться такой популярностью, что ее решено было перевести в Малиновск — красивый городок на берегу реки. Свое название он получил из-за птиц малиновок, которые водились там в изобилии, а еще потому, что в Малиновске в каждом дворе, в каждом сквере, в каждом парке вызревала крупная, сочная, сладкая малина.
Шунька начал собираться в город. Он ни разу не был ни в Малиновске, ни в любом другом городе, и очень хотел посмотреть на большие дома и заасфальтированные дороги. Но возникла проблема — куда девать друзей Шуньки? Если собаку можно было разместить в городской квартире, то поросенка — нет! Сорока Грамматея предложила отдать малыша хорошему хозяину в деревне — деду Пан-телею. Предать друга ни Шунька, ни Дозор не могли. Они разработали тайный план переезда Чубрика в город.
И начались большие хлопоты. Каждому преподавателю выделили грузовик для скарба. Грамматея очень нервничала. Она без конца пересчитывала тюки, коробки, Шуньку и Дозора. По поводу Чубрика она распорядилась: «Шунька, Дозор, отведите поросенка к деду Пантелею. Да не задерживайтесь! Скоро отправляемся!».
Лесовичок и Дозор тем временем незаметно запихнули Чубрика в большую картонную коробку. В картоне заранее было сделано несколько дырок, чтобы Чубрик мог дышать. Под шумок Шунька и Дозор затащили коробку в свой грузовик. Наконец, обоз тронулся в путь.
Когда подъехали к Малиновску, Лесовичок во все глаза смотрел на непривычный городской пейзаж: дома, светофоры, магазины, кафе, детские площадки. А вот и школа. Она располагалась в красивом трехэтажном здании с колоннами. На втором этаже помещались учебные классы, на первом — спортивный и актовый залы. Третий этаж отвели под квартиры преподавателей. Директриса считала, что учителя не должны тратить свое драгоценное время на дорогу от дома до школы и обратно.
Как только рабочие стали разгружать вещи, Шунька шепнул на ухо собаке:
— Дозор, беги в школу, обойди все уголки и постарайся найти, где можно спрятать Чубрика.
Минут через пять Дозор вернулся и тихонько протявкал:
— Шунька, есть хорошая кладовка под лестницей недалеко от черного входа.
— Ура! — не удержался Лесовичок.
Сорока Грамматея решила, что ее сынок обрадовался благополучному окончанию пути, и нежно погладила малыша крылом по зеленой голове. Между тем, рабочие выгрузили почти все вещи. Шунька с Дозором помогли перенести несколько тюков в холл школы, а вместе с ними перетащили в кладовку и коробку с поросенком. На полу кладовки Шунька нашел галстук-бабочку. Эту чудесную вещицу они с Дозором тут же надели на Чубрика, поздравив с новосельем.
ОТКРЫТИЕ НОВОЙ ШКОЛЫ
Сова Хризантема и весь педагогический коллектив готовились к открытию школы. Были вымыты с порошком все классы, полы в коридорах натерли мастикой, на лестницы постелили зеленые ковровые дорожки. Ждали приезда высокой приемной комиссии. По такому торжественному случаю Хризантема надела строгий английский костюм и маленькую черную шляпку. Все учителя тоже были при параде.
Вскоре к школе подъехал большой голубой автобус. Из него вышла важная приемная комиссия и стала торжественно подниматься по ковровой дорожке на второй этаж, где ждала директриса. И в это время раздался дикий поросячий визг... Чубрик! Как выяснилось, уже потом, поросенка напугала огромная серая крыса, заглянувшая в кладовку.
Поросенок выскочил из своего укрытия и заметался по школе. Он пронесся по первому этажу, выбежал на парадную лестницу, опередив членов комиссии, и устремился по ковровой дорожке наверх, навстречу Хризантеме. Можете себе представить, какие чувства испытала Сова при виде дико визжащего, мчащегося во всю прыть поросенка!
Разглядев директрису, Чубрик перепугался еще больше. Стараясь не визжать, он сбавил темп и перешел на величественный шаг, возглавив колонну важных гостей. Торжественность момента подчеркивала бабочка на розовой шее поросенка. Некоторые даже приняли его за председателя комиссии.
К счастью, настоящий председатель комиссии, мэр города Малиновска, оказался человеком с юмором. Он расхохотался и сквозь слезы сказал:
— Такого приема нам не оказывали нигде! Но это же звериная школа, и поросенок как раз кстати.
Школу приняли на «отлично», но Хризантема посчитала, что торжественное открытие было испорчено. Проводив гостей, Сова вызвала Сороку Грамматею и Шуньку держать ответ. Она догадалась, чей это был поросенок.
— Вам, Грамматея, — не терпящим возражения тоном заявила Сова, — я объявляю выговор за то, что вы подложили мне такую свинью в день открытия школы. А Шуньку я вообще исключаю из школы. И немедленно уберите из здания поросенка!
Грамматея и Шунька нашли забившегося в угол Чубри-ка и отвели его домой. Временно. Понятно, что в квартире Сороки ему больше не было места. Грамматея, вздохнув, отправилась в цирк. Она хотела уговорить знакомого дрессировщика взять поросенка к себе.
Когда Сорока ушла, Дозор подбежал к заплаканным друзьям и облизал их с головы до ног. Он не хотел расставаться с Чубриком. Ему было жаль Шуньку. Ведь у них образовалась такая дружная компания! Значит, снова нужен был план по спасению.
От редакции. Это, как вы понимаете, далеко не все приключения Шуньки. Сможет ли Лесовичок сохранить свою веселую компанию? Найдется ли его мама Лесовиха? Каких роботов изобретут Калькулятор и Конструктор? Что за «сладкие методы обучения» предстоит испытать на себе ученикам Лесной школы? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в новой книге Татьяны Ратниковой и Валерия Богданова «Школа сладких методов обучения», которая уже ждет своих издателей. Эта книга, дорогие наши юные читатели, может выйти с вашими рисунками! Потому что «Костер» объявляет конкурс под названием «ЛЕСОВИЧОК ШУНЬКА» — с замечательными призами. Нарисуйте героев сказки, самые интересные сюжеты сказки, то, что вам понравилось больше всего (формат А4). Ждем ваши рисунки до 1 ноября по адресу: 191024, Санкт-Петербург, ул. Мытнинская., д.1/20, «Костер» конкурс «Лесовичок Шунька».
Татьяна Ратникова |
Художник Ксения Почтенная, главный художник | |
Страничка автора | Страничка художника |