Сентябрь 2005 года
…
Окунемся?
Это значит перекупаться, знают все, кто дрожал и покрывался "гусиной кожей", выходя на берег. Даже в довольно теплой воде находиться больше получаса не рекомендуется. Дело в том, что вода лучше, чем воздух, проводит тепло и очень быстро охлаждает тело человека. Поначалу пловец, окунувшись в прохладную воду, чувствует себя нормально, потому что организм, реагируя на холод, повышает температуру тела. Но очень быстро наступает обратная реакция, и с этим шутить не стоит.
Конечно, удовольствие от недолгого купания можно получить и в прохладной воде. Но вынужденное пребывание раздетого человека в воде ограничено немногими десятками минут. При температуре воды + 20 градусов — не больше 40 минут, при температуре + 16 градусов — 30 минут, при температуре + 14 градусов — 20 минут. А при температуре +10 градусов находиться в воде просто недопустимо.
"А как же "моржи", любители купаться в ледяной воде?" — спросите вы. Эти люди тренированные, а как тренироваться для того, чтобы получать удовольствие от купания в проруби и тем самым укреплять здоровье, мы еще поговорим.
Вот это сом с усом!
293 килограмма — таков вес самого крупного сома, который когда-либо был пойман в реке Меконг в Таиланде. Рыбаки предпочли съесть эту гигантскую рыбину, хотя власти и представители природоохранных организаций уговаривали их отпустить сома и дать ему продолжить путешествие на нерест. Интересно, сколько людей можно накормить такой рыбой?
Но таиландский сом — не рекордсмен, если судить по многим другим свидетельствам: 300-килограммовые сомы, самые крупные пресноводные хищники, нередко попадаются в Днепре, а в Узбекистане был пойман сом весом 432 килограмма.
Новый вулкан в Тихом океане
Вблизи островов Самоа исследователи из Океанографического института Скриппса обнаружили новый активный подводный вулкан. Конус вулкана, получившего название Нафануа, имеет высоту 300 метров.
Как пишет украинская сеть новостей "Корреспондент", на склонах вулкана обитает большое количество бактерий, которые получают химическую энергию из теплых подводных источников. Четыре года назад, когда в этом районе работала исследовательская экспедиция, вулкана еще не было. По словам вулканологов, очень редко удается столь точно определить время появления подводного вулканического конуса.
В настоящее время вершина вулкана Нафануа находится на глубине 600 метров. Однако в течение нескольких десятков лет она может подняться до глубины 200 метров, и тогда вулкан станет представлять опасность для судоходства.
КАК ВОДЯНОЙ ПАР ВЕТЕР ПОБЕДИЛ...
Всякое новшество получает одобрение не сразу и всегда с трудом пробивает себе дорогу. Очень непростой и долгой была борьба водяного пара с вольным ветром морей и океанов. Не в одночасье корабли сбросили с мачт паруса и доверились "лошадиным силам" паровых машин...
Некий французский дворянин, маркиз Жоффруа д'Аббан сконструировал и построил пироскаф — судно с паровым двигателем, и однажды решил продемонстрировать его императору Наполеону. "Я его и знать не хочу, — сказал его величество. — Это коптильная бочка не имеет никакого будущего". Скорее всего, изобретатель получил отказ потому, что в самом деле верна поговорка: "Нет пророка в своем отечестве".
Но когда американец Роберт Фултон предложил построить для французского флота паровой фрегат, император выслушал его более благосклонно. Правда, предложение Фултона он не принял, но с этого времени велел регулярно докладывать обо всех новых изобретениях и даже иногда приказывал выдавать изобретателям денежные пособия.
А вообще потребность в паровых судах уже настойчиво заявляла о себе во всем мире. Все больше и больше ходило по морям и океанам кораблей с промышленными товарами и сырьем. Важно было точно соблюдать график движения судов. Морское судоходство не должно зависеть от погоды, от сезонных ветров, штормов или "мертвых" штилей, когда бессильно повисают паруса, и корабли вынуждены долго дрейфовать по воле волн, а промышленные и торговые фирмы — терпеть убытки.
Из многих существовавших в мире паровых машин наиболее удачной по конструкции оказалась машина, изобретенная и построенная англичанином Джеймсом Уаттом еще в 1765 г. Судостроители верно угадали, что ее можно применить на кораблях. Но как это сделать лучше и эффективнее, не знали. Некоторые изобретатели, вспомнив о гребных галерах, строили системы рычагов, копирующих движения рук гребца, и соединяя таким образом веслах поршнем паровой машины. Уже знакомый нам маркиз Жоффруа решил проблему передачи движения с помощью лопастного колеса. В 1778 г. его "Пироскаф" прошел несколько миль против течения реки. Затем, через десять лет американец Фрич создал судно "Пёрсеверанс", на котором уже применил изобретенный два года назад англичанином Брёймом гребной винт. Судно двигалось по реке Делавар со скоростью 6 км/час иди около 3-х узлов.
В 1877 г. зашлепал по речным волнам паровой бот английского горного инженера Саймингтона. Постройка паровых катеров была его увлечением. Работая на шахтах Корнуэльса, он нередко наблюдал, как суеверные люди в ужасе падали на колени перед паровыми машинами. Да и сам он словно подпал под гипноз этой "новой техники". Очень ему захотелось применить ее на воде. Позже Саймингтон построил двухколесный пароход; гребные колеса изобретатель расположил не параллельно, по бортам, а одно за другим посередине судна.
На великих американских реках Миссисипи и Миссури с 1812 года развевались дымные шлейфы уже 15 паровых судов. Они легко двигались как вниз по течению, так и вверх - против течения. Большой шаг вперед! Ведь прежде суда против течения тянули бечевой лошади или бурлаки. То же самое было и на нашей реке Волге. В Европе, на реке Рейн, первое паровое судно появилось в 1816 г. В этом же году по реке Шпрее, между Берлином и Потсдамом, начались регулярные рейсы первого немецкого речного парохода "Принцесса Шарлотта".
И все-таки к пароходам пока относились скептически. Не нравилось, что они очень сильно дымили. Не верилось, что пароходы смогут из рек и небольших озер выйти на "большую воду" - в моря и океаны. Старые "морские волки" приняли паровую машину всерьез лишь тогда, когда она успешно выдержала переход через Атлантический океан. Но и то не с первого раза. Пароход "Саванна", например, в 1818 г. отправился из Нью-Йорка в Ливерпуль и проделал 27,5 — суточный рейс не без приключений. С помощью паровой машины, приводившей в движение два лопастных колеса по бокам, пароход шел только 85 часов. На остальном пути пришлось использовать энергию ветра и идти под парусами.
Началом новой эры морского судоходства можно считать переход судна "Сириус" через Атлантику в 1838 г.
Пароход, хотя и имел дополнительно обычную парусную оснастку, но пересек океан за 18 суток
и 10 часов только под паровым двигателем. Еще долгое время паруса оставались на паровых судах, на всякий
непредвиденный случай: вдруг сломаются паровые Машины или отсыревшим окажется уголь в трюмах. Однажды такой случай произошел с пароходом "Грейт Истерн" ("Большой Восточный"). Он был построен по проекту инженера
Врюнеля для морской связи с Индией. Этот первый настоящий океанский лайнер (207 м в длину, 25 м в ширину
и двумя паровыми машинами общей мощностью около 8 тыс. лошадиных сил) попал в сильный шторм. Внезапно налетевший ураган в несколько минут разрушил огромные 16-метровые колеса, после чего паровые машины заработали вхолостую. Когда шторм прекратился и задул ровный попутный ветер, прозвучала почти забытая команда: "Поднять паруса!" На всех шести мачтах затрепетали белоснежные полотнища. Пароход-гигант продолжал свой путь.