Архив журнала для детей Костер

Октябрь 2008 года

Журнал Костер. Октябрь 2008 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




Герои неземных стихий Французский Нестеров. Адольф Пегу перед полетом

Газеты и журналы начала минувшего века пестрели сообщениями о воздушных катастрофах. Авиация была слишком молода, самолеты — ненадежны.

ИЗОБРЕТЕНИЕ ИНЖЕНЕРА БОННЕ

Летчики летали без парашютов. И хотя парашют для воздухоплавателей был давно известен, для самолетов он не годился, а специального, авиационного, парашюта еще не изобрели.

Во Франции над авиационным парашютом упорно работал инженер Фредерик Бонне. Он решил уложить вытянутый купол парашюта на фюзеляж самолета, позади летчика, и закрыть крышкой. Стропы парашюта — соединить с поясом летчика. При аварии авиатор должен был повернуть рычаг, сбросить крышку и освободить парашют. Тогда купол его под напором воздуха раскроется и вытащит пилота из кабины.

Весной 1913 года состоялось испытание парашюта Бонне. Испытателем стал… баран. Он находился в кабине самолетного фюзеляжа, прицепленного к воздушному шару. На высоте 100 метров бескрылый фюзеляж был отцеплен. Парашют сработал нормально, вытащил барана из кабины и благополучно опустил на землю. Но как такой прыжок перенесет человек? Проверить это вызвался французский авиатор Адольф Пегу, не знавший страха. С детства он обожал опасности, спорт, увлекался велосипедными и автомобильными гонками. Служил кавалеристом во французских войсках, воевавших в Алжире. Получив авиаторский диплом, Пегу стал главным пилотом на заводе замечательного авиатора и конструктора Луи Блерио.

РИСКОВАННЫЙ ПРЫЖОК

19 августа 1913 года на летном поле в Шатофоре собралась толпа — военные и штатские авиаторы, журналисты, фотографы, кинорепортеры. Бонне, забравшись на фюзеляж самолета, сам прикрепил парашют к поясу летчика. Мотор заработал, и одноместный моноплан типа «Блерио XI» пошел на взлет. Вот аэроплан уже на высоте двухсот метров. Вдруг машина наклонилась носом вниз, и в этот момент над ней появилось белое облачко. Через мгновение оно превратилось в купол парашюта, под которым виднелась маленькая фигурка авиатора.

ОПАСНЫЙ ПАРАШЮТ

Пегу вспоминал: «Когда я выбросился из аппарата, я предполагал, что, оставленный без управления, он камнем ринется на землю. Но ничего подобного не случилось. Моноплан опускался довольно плавно, принимая странные положения». Брошенный самолет, выполнив в воздухе фигуру, похожую на букву S, совершил благополучную посадку. Тем временем Пегу, раскачиваясь под куполом парашюта, опускался все ниже и ниже, пока не «приземлился» на яблоню в одном из садов. Отважного испытателя сняли с дерева и с триумфом понесли на плечах.

Опыты с фюзеляжным парашютом на этом не закончились. Продолжил их француз Ле Бури. Он совершил несколько прыжков, но уже с двухместной машины, пилотируемой летчиком. Во время спуска Ле Бури читал газету, демонстрируя безопасность прыжка. Но при раскрытии купол парашюта мог легко зацепиться за крыло, за хвост самолета, и тогда катастрофа была бы неизбежной. Ле Бури убедился в этом. Весной 1914 года на высоте 400 метров он в очередной раз выбросился из двухместного самолета. Парашют раскрылся не полностью. При падении на землю Ле Бури сломал обе ноги.

«МЕРТВАЯ ПЕТЛЯ»

Ле Бури опускается с парашютом

Парашют Бонне применения в авиации не получил. Но прыжок Пегу даром не прошел. Он решил выполнить фигуру в виде буквы S. «Ведь если никем не управляемая машина, — рассуждал он, — смогла сделать это и удачно приземлиться, то несравненно лучших результатов можно добиться с участием летчика».

Он начал подготовку к рискованному эксперименту. Был выделен дополнительно укрепленный самолет, и 1 сентября 1913 года в Жювези под Парижем бесстрашный Адольф Пегу первым в мире выполнил фигуру высшего пилотажа в виде буквы S.

Весть о необыкновенном полете разнеслась повсюду. Но через неделю пришло еще более удивительное сообщение: в Киеве военный летчик Петр Нестеров на «Ньюпоре», распространенном тогда самолете, без особой подготовки выполнил первую в мире «мертвую петлю».

Пегу с пассажиркой, московской артисткой Сувориной

ПОСЛЕДНИЙ ПОЛЕТ

Пегу повторил опыт русского летчика через 12 дней. «К сожалению, — писал он, — мои дальнейшие фигурные полеты были запрещены французским правительством. Тогда я отправился в Англию, где и приступил к совершению "мертвых петель". Так началась моя карьера петлиста».

В фигурных полетах Пегу достиг высочайшего мастерства. Никто не мог с ним сравниться, хотя «петлистов» становилось все больше. Пегу объехал всю Европу с воздушными выступлениями. В мае 1914 года он демонстрировал фигурные полеты в Петербурге и Москве. Нередко брал с собой желающих и вместе с ними выполнял в небе различные фигуры. За день Пегу совершал до 50-ти «мертвых петель», в том числе 15 подряд — «мельницей».

Жизнь отважного летчика оборвалась в Первую мировую войну. В воздушных боях он сбил шесть немецких самолетов. 31 августа 1915 года, возвращаясь из разведки, он встретил трехместный вражеский «Авиатик». Завязался бой. Пуля из немецкого пулемета перебила Пегу аорту. У него еще хватило сил, чтобы посадить самолет, но подоспевшие к машине люди нашли в кабине уже бездыханного авиатора.




Геннадий Черненко
Художник Елена Эргардт
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»