Октябрь 2019 года
…
У нас в гостях Владимир Иванович ФЕДОСЕЕВ, народный артист СССР, лауреат государственных премий СССР и РСФСР, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», художественный руководитель Большого симфонического оркестра им. П. И. Чайковского. В ноябре в Санкт-Петербурге пройдет кино-музыкальный фестиваль «На страже мира», посвященный 75-летию полного освобождения Ленинграда от блокады. Художественным руководителем фестиваля стал маэстро ФЕДОСЕЕВ.
— Вы пережили блокаду Ленинграда ребенком и Ваше участие в фестивале, посвященном юбилею освобождения города на Неве, очевидно, неслучайно. Считаете ли Вы, что музыка действительно может спасти мир?
— Любой концерт, посвященный жертвам военных конфликтов XX века, возвращает нас к ним на некоторое время, но с тем, чтобы это никогда не повторилось. В мире сейчас, к сожалению, неспокойно. Однако культура и искусство живут словно в другой реальности: в какой бы стране мира мы с Большим симфоническим оркестром имени Чайковского ни играли, нам везде рады. Потому что мы проводники не политики, а гармонии звуков, которая снимает все политические препоны гораздо лучше, чем любые дипломатические переговоры. В нынешние времена это удивительное свойство музыкального искусства для нас особенно важно. Музыка нас охраняет.
— В программу фестиваля Вы пригласили и детские коллективы. Какие события фестиваля Вы посоветуете посетить школьникам? Что станет самым ярким и запоминающимся?
— Школьникам можно и нужно посетить как наш концерт 17 ноября, так и выступление 18-го. Дети будут участвовать в исполнении оратории С. Прокофьева «На страже мира», которая прозвучит в первый день, а также «Военных писем» В. Гаврилина и оратории-романа «Ленинградский дневник» современного автора Антона Лубченко, вошедших в программу второго концерта. А что станет самым ярким и запоминающимся событием фестиваля — на этот вопрос каждый после концертов ответит для себя сам. Лично мне интересно, как будет сочетаться музыка наших дней с теми произведениями, которые были написаны отечественными классиками XX столетия.
— Война, блокада застали Вас десятилетним мальчиком. Что Вас поддерживало? Что помогло выжить? Как могла бы сложиться Ваша жизнь, если бы не было войны?
— Классическую музыку я познал в детстве через радиорепродуктор именно во время войны: слушал музыку, когда раненые бойцы в письмах просили исполнить, к примеру, «Ромео и Джульетту» Чайковского. Наверное, я сам пережил блокаду Ленинграда только потому, что уже тогда осознал, насколько велика сила музыки. Отец немного занимался на баяне — не профессионально, самодеятельно, но мечтал, чтобы я пошел по этому пути и стал музыкантом. Его мечта стала постепенно становиться моей, и через народный инструмент я в итоге пришел к симфоническому оркестру. Это был непростой путь. Но чем труднее путь, тем ценнее результат. Не знаю, как сложилась бы моя жизнь, если бы не было войны, но, наверное, у меня не было бы такой силы духа, которая позволила противостоять всем препятствиям, коих было великое множество. Иногда мне хотелось все бросить и сойти с дистанции… Не будь я закален блокадой — возможно, так бы и случилось.
— Удавалось ли Вам в те времена читать? Была ли у Вас любимая книга или любимый литературный герой, которые поддерживали Вас?
— Я с детства много читал, и любимой для меня была та книга, которая находилась в руках. Это же относилось и относится к музыке. Сегодня меня часто спрашивают, какое музыкальное произведение я люблю больше всего. И я отвечаю: «То, над которым работаю с оркестром в данный момент».
Знаю, что ваш журнал продолжал печататься во время блокады. Сам факт, что это издание тогда выходило, вызывает чувство невероятного уважения по отношению ко всем, кто делал это возможным.
— Вы были среди тех ленинградцев, кто мог слушать в осажденном городе Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича. Удалось ли Вам тогда услышать ее? Помните ли это событие и свои переживания?
— Когда Седьмую симфонию Шостаковича впервые исполнили в блокадном Ленинграде, на самом концерте мне не довелось присутствовать. Но эта история для меня до сих пор — одна из самых пронзительных. Музыканты были так истощены, что находились на грани жизни и смерти. 9 августа 1942 года, когда симфонию исполнили в осажденном городе, немцы планировали захватить его. А музыканты, несмотря на военные действия, играли Шостаковича. И это исполнение транслировалось не только по радио, но также посредством громкоговорителей по всему городу, смущая врагов и поднимая дух наших солдат. Сейчас, когда я работаю с оркестром над симфониями Шостаковича, — вспоминаются картины детства. Потому что эта музыка — неотъемлемая часть той истории, свидетелем которой я стал.
— Вся Ваша жизнь посвящена музыке, связана с ней. А зачем нужно слушать музыку? Что она дает человеку?
— Музыка — это универсальный язык, который понятен всем, независимо от национальности. И она идет напрямую к сердцу, минуя разум. Слушая хорошую классическую музыку, мы преображаемся, становимся лучше, не замечая этого. И это удивительно.
— Какой совет Вы могли бы дать нашим читателям — как стоит жить, какие книги читать, какую музыку слушать? Как Вы считаете, что значит быть настоящим человеком?
— В первую очередь не нужно искать легких путей в жизни. Нужно беречь свое время и суметь не пропустить встречу с прекрасным искусством. При этом в поисках «своего» не сторонитесь того, что всеми признано. Как правило, именно хрестоматийные произведения искусства являются истинными шедеврами, с которыми стоит позна- комиться в первую очередь. А быть настоящим человеком — это значит относиться ко всем и ко всему с любовью.