Ноябрь-декабрь 2016 года
…
К 100-летию выхода сборника «НАШ ЖУРНАЛ»
«Я люблю смотреть, как дети раскрашивают картинки. Это истинное наслаждение. Глаза блестят, как краски, чистые, яркие, только что подаренные; все на свете забыто…» — писал известный русский живописец, реставратор, искусствовед, музейный деятель и педагог Игорь Грабарь в начале XX века.
Как же дети изображали на своих рисунках окружающий мир прошлого века?
В фонде «Редкая книга Музея семьи Бенуа» Государственного музея-заповедника «Петергоф» хранится издание, выпущенное 100 лет назад, в далеком 1916 году. Название не позволяет сразу определить его содержание. Переплет — как у книги, на нем красочная иллюстрация — всадник с развевающимся флагом. Ниже детской рукой, неровными буквами, раскрашенными синей и зеленой акварелью, аккуратно выведено: «Наш журнал». Буквы чередуются с цветами и красными точками.
Перевернув страницу, находим яркий детский рисунок и надпись печатными буквами: «Наша первая книжка». Листая страницу за страницей, понимаешь, что здесь собраны рисунки, рассказы, стихи и загадки, нарисованные и написанные детьми. В оглавлении — имена тех, кто принимал участие в издании, указан и возраст авторов: от 5 до 12 лет.
Итак, что же это: книга или журнал? Почему здесь только детские рисунки, рассказы и стихи? Кто эти юные авторы?
Пору появления «Нашего журнала» не назовешь удачной и благополучной. В это время шла Первая мировая война. В газетах печатались сводки с фронтов, иллюстрации военной жизни — все более суровые от месяца к месяцу.
И вот однажды в популярной ежедневной газете того времени «Речь» среди множества военных
материалов появляется заметка литературного
критика Д. Философова с необычным названием:
«Жоржик и Гаррик».
«Жоржику — 7 лет, Гаррику — 4 года.
Затеяли они издавать художественный журнал, „Наш журнал“. <…> Трудно сказать, каково направление журнала. Ясно одно. Интересы редакторов очень разнообразны. Тут и война, и природа, и модные картинки. <…> Писать редактора не особенно любят. Их привлекает рисование. Рассказ — в картинке. Тут и „морское сражение“, и казак с „национальным флагом“, и „елка“.
<…> Затея Жоржика и Гаррика привлекла внимание взрослых.
Как помочь детям-художникам? Собрали совещание. И не каких-нибудь профанов, а заправских художников: Александра Бенуа, Рериха, Добужинского…
Долго совещались. Задача трудная. Помочь детям, не искажая самостоятельности их работы. Руководить детьми, не насилуя их свободы.
Решили совершенно не вмешиваться в детскую работу. И помогать им только технически, в расклейке материала и в переписывании текста. Кроме того, решили „Наш журнал“ превратить в настоящий журнал. Открыть на него подписку и печатать его.
Юные основатели журнала Жоржик и Гаррик — братья Георгий и Игорь — дети известного русского иллюстратора и живописца, художника театра и кино Александра Мартыновича Арнштама. Именно Жоржик оформил обложку и заглавные буквы, а Гаррик нарисовал заголовки к стихам и рассказам. Кроме них, в журнале приняли участие: Кока (Николай) Бенуа, сын русского художника, историка искусства, художественного критика, основателя художественного объединения «Мир искусства» Александра Николаевича Бенуа; Лидочка Чуковская, дочь Корнея Ивановича Чуковского, русского поэта, литературного критика, детского писателя; Светик и Юрик Рерихи, дети Николая Константиновича Рериха, русского художника, писателя, сценографа, путешественника, археолога; Женя и Наташа Лансере — дети Евгения Евгеньевича Лансере, художника, графика, театрального декоратора; Ираклий Тоидзе — сын грузинского живописца и графика, педагога, профессора Моисея Ивановича Тоидзе. Помимо детей именитых родителей, в создании журнала приняли участие обычные ребята со всех уголков России, которые присылали свои работы в редакцию. Но в связи с революционными событиями 1917 года изданию не суждено было получить продолжение — выпуск так и остался единственным.
Судьбы юных авторов, сделавших свои первые художественные публикации в «Нашем журнале», сложились по-разному. Многие из детей связали свою жизнь с культурой и искусством.
Издатель журнала Александр Мартынович Арнштам уехал за границу, там работал как портретист, иллюстратор, художник-постановщик, декоратор, получил международную известность. Его сыновья также продолжили занятия искусством: Игорь работал в художественном кино, Георгий занимался книжно-журнальной иллюстрацией. Николай Бенуа выбрал для себя карьеру театрального художника. Декорации, созданные для спектаклей в миланском театре «Ла Скала» и в Королевском оперном театре в Риме, используются и сегодня. Евгений Лансере также посвятил себя театральной живописи, его сестра Наталья — архитектуре. Ираклий Тоидзе стал известным художником в Грузии. Книги Лидии Чуковской переведены на многие языки и сегодня считаются классикой русской литературы XX века. Высказывание скульптора Наума Аронсона по поводу выхода издания оказалось пророческим: «Журнал детского искусства — это может быть история творчества наших будущих больших художников».
В экземпляре «Нашего журнала», находящемся в Петергофе, фамилии авторов рисунков под иллюстрациями написаны рукой владельца издания. Им был Александр Николаевич Бенуа, в библиотеке которого журнал хранился, а позже был передан в дар музею.
В современном мире много электронных устройств, даже мобильных, с помощью которых можно делать эскизы, рисовать, писать тексты. При этом они вряд ли заменят то, что сделано с помощью бумаги, красок, кистей, карандашей… «Все дети от природы — художники», — говорил С. Ф. Либрович, русский писатель, историк. И все же, какими бы ни были материалы и гаджеты сегодня под рукой, самое главное — это передача мыслей, представлений и мироощущения. Это и есть творчество.