Март 2022 года
…
Архангельские приключения
Среди русских городов, в которых бывал царь Пётр, северный Архангельск занимает особое место. До основания Санкт-Петербурга именно он был главным портом России, именно сюда приходили за русскими товарами английские и голландские торговые суда. И любовь Петра к морю и флоту тоже зародилась в Архангельске: здесь он совершил своё первое морское путешествие.
Пётр I трижды бывал в Архангельске — в 1693, 1694 и 1702 годах. Конечно, не обошлось и без анекдота! Вот какую историю рассказывали на севере про одну из петровских поездок.
Царь прибыл в Архангельск и увидел, что на реке Двине стоит множество лодок и небольших грузовых судов — барок. Пётр спросил у приближённых: что это за суда и по какому случаю они тут собрались?
— Да вот, ваше величество, мужики из Холмогор товары на продажу привезли! — ответили ему.
Петру стало любопытно поглядеть, чем же торгуют холмогорцы. Пошёл он на суда. Стоят барки у берега, друг к другу пришвартованы, а для ходьбы с борта на борт доски перекинуты.
Вот проломилась под царём такая доска, и свалился Пётр Алексеевич прямо в лодку, нагруженную глиняными горшками. Сам-то не пострадал, а горшков много перебил! Схватился хозяин судна за голову. Убытки большие, а с самого государя-царя как спросишь?
— Эх, батюшка, — говорит, — не много же я денег в этот раз домой с торгов привезу...
— А сколько же ты рассчитывал выручить? — спрашивает Пётр.
Назвал хозяин сумму. Достал Пётр из кармана деньги, да побольше того, что сказал холмогорец. Отдал их горшечнику и говорит:
— Вот тебе те деньги, что ты выручить надеялся. Как тебе это приятно, так и мне приятно, что ты после не сможешь назвать меня причиною твоего несчастья.
А рассказал этот анекдот не кто иной, как великий учёный Михаил Васильевич Ломоносов. Ведь он и сам был родом из Холмогор — старинного двинского села недалеко от Архангельска — и эту историю услышал от своего отца.
Как и другие подобные анекдоты, история про царя и горшечника передаёт не столько реальный случай, сколько народное отношение к Петру Великому, которого считали хотя и вспыльчивым и суровым, но при этом справедливым государем.