Апрель 2011 года
…
18 апреля — Международный день памятников и исторических мест
Имя Бориса КИРИКОВА хорошо известно в Санкт-Петербурге. Борис Михайлович — автор более 400 статей и книг о Петербурге, член Всемирного клуба петербуржцев, заслуженный работник культуры РФ, лауреат Анциферовской премии за вклад в петербурговедение, историк архитектуры модерна, хранитель петербургских памятников. А еще — герой комикса в журнале «Костер»!..
— Как Вы отнеслись к своему веселому двойнику, неунывающему умнику Борьке Кирикову, истории из жизни которого радовали читателей «Костра» не один десяток лет?
— О своем двойнике узнал случайно, это была приятная неожиданность. Художник Юрий Александров, мой одноклассник, сделал его похожим на меня — длинный, худой, в очках, с челкой-хохолком. Школьная жизнь Борьки Кирикова интереснее, чем была у нас. Но и мне есть что вспомнить — хотя бы пародию на детектив «Зеленая рука», которую мы с Юрием Александровым придумали и поставили в седьмом классе. До сих пор пользуюсь цитатами из нее.
— В одном из интервью Вы признались, что мечтаете не выходить из дома и писать книги. Вы даже сказали, что книги — главная Ваша страсть. А есть у Вас «настольная» книга, которую Вы с удовольствием читаете и перечитываете?
— Я очень много лет провел в служебных кабинетах и на всяких заседаниях. Всегда не хватало времени заниматься любимым делом — писательством об архитектуре (пишу до сих пор от руки). Литература всегда значила для меня очень много, но все же основные настольные книги — труды по истории архитектуры.
— Вы работали в Музее истории Ленинграда, в Петропавловской крепости. Более мистического места в Петербурге, наверное, не найти. А с Вами ничего удивительного там не приключалось?
— В Петропавловской крепости единственный раз в жизни видел северное сияние. А однажды в белую ночь наблюдал НЛО в форме масленки, зависшей над Невой.
— У Вас есть в Петербурге свой любимый маршрут, свое самое сокровенное место?
— Мой город — весь старый Петербург. Он един и многолик. Я знаю в нем каждый дом и каждый двор. Здесь все пропитано историей, и в пространстве живут и Пушкин, и Гоголь, и Достоевский, и Блок. Конечно, мне ближе всего город моего детства — Невский проспект за Фонтанкой и его окружение. В старом городе нет неинтересных мест. Для прогулок как-то по-особому привлекают Смольный монастырь, модерн на Петроградской стороне. А среди сокровенных мест вспоминаются дворы архитектора Лидваля, удивительный дом на Стремянной улице, 11 (северный модерн), коридоры Академии художеств…
— Мы знаем, что так же сильно, как архитектуру, вы любите футбол. За какую команду болеете?
— Конечно, за «Зенит». В футболе захватывает не только зрелище самой игры, но и динамика цифр в турнирных таблицах. Недаром многие увлечены футбольной статистикой, в ней есть своя красота.
— А кричалки никогда не придумывали?
— Сочинял подростком, когда наша команда не блистала. Например: «Ленинградский наш “Зенит” пусть медалями звенит!»
— Вы сосчитали и переписали все памятники, которые возникли в городе с момента его зарождения. Какую книгу можно назвать главной в Вашей жизни?
— Мне с коллегами посчастливилось пройти по «целине» — установить авторов всей исторической застройки, которая раньше не изучалась (были известны только памятники классического Петербурга). Наверное, это главное дело жизни. Но главную книгу я пишу сейчас — новые тома об архитектуре петербургского модерна.