Апрель 2011 года
…
СОЛНЕЧНЫЕ БУРИ АЛЕКСАНДРА ЧИЖЕВСКОГО
Он был поразительно талантлив. Археолог и математик, историк и биолог, астроном и биофизик, а кроме того — поэт, художник, музыкант. И все это — один и тот же человек, Александр Леонидович Чижевский.
ЗАГАДОЧНОЕ ЯВЛЕНИЕ
Он родился зимой 1897 года в семье военного, будущего генерала. «Уже в детстве, — вспоминал Чижевский, — душа моя была страстной и восторженной. На все я откликался, как эхо, всем своим существом».
В 1913 году его отец получил назначение в Калугу, город, в котором жил К. Э. Циолковский. Юный Чижевский познакомился с основоположником космонавтики и побывал у него. С тех пор началась их долголетняя дружба.
Чижевский приобрел небольшой любительский телескоп и стал вести астрономические наблюдения. Его восхищало Солнце. «Я стал солнцепоклонником», — шутливо писал позже Александр Леонидович.
Студентом Московского археологического института он обратил внимание на загадочное явление, открытое русским врачом И. И. Кияницыным. Животные, дышавшие воздухом, пропущенным через вату, спустя несколько суток погибали. Чижевский предположил, что при фильтрации задерживаются отрицательные ионы (электрически заряженные частицы) воздуха. Он становится биологически неактивным, и организм животного отравляется продуктами неполного окисления.
ЛЮСТРЫ ЧИЖЕВСКОГО
Однако справедливость этого предположения требовалось еще доказать. Чижевский начал опыты на белых мышах и крысах. В домашней лаборатории были повешены изобретенные им специальные люстры для искусственной ионизации воздуха. В экспериментах одна группа животных дышала воздухом, обогащенным отрицательными ионами кислорода, аэроионами, по терминологии Чижевского. Другая — обычным комнатным воздухом, малоионизированным.
Результаты не заставили долго ждать. Животные из первой группы росли гораздо быстрее и чувствовали себя лучше, чем те, которые испытывали «аэроионное голодание». Чижевский убедился: именно отрицательные ионы делают воздух животворным. Это было крупным научным открытием.
Но Чижевского уже захватила и другая загадка природы. Поразительную согласованность процессов на Солнце и Земле замечали и раньше. Когда на Солнце появлялись темные точки, пятна, в разных районах нашей планеты наступало время стихийных бедствий: землетрясений, извержений вулканов, наводнений, сильнейших засух. Эта загадка стоила того, чтобы заняться ею всерьез.
ПУЛЬС ВСЕЛЕННОЙ
Вот когда пригодились Чижевскому знания археологии, древней истории, астрономии, биологии, математики. Он убедился, что за ходом солнечной активности послушно следует также множество явлений окружающего мира: плодовитость садов и полей, интенсивность роста деревьев, массовость размножения насекомых, частота катастроф и даже несчастных случаев. Оказалось, что большинство этих явлений подчинено 11-летнему циклу возбудимости — активности — Солнца. Как писал Александр Леонидович в одном из своих стихотворений, «вокруг трепещет пульс Вселенной».
Но что особенно важно, с солнечной активностью связаны заболевания людей, эпидемии. Например, в 1816 году в Индии вспыхнула очередная эпидемия холеры. В том же году на Солнце появилось наибольшее количество пятен. Эпидемия из Индии проникла в другие страны. Она свела в могилу тысячи людей. Начало уменьшаться число пятен на лике Солнца, пошла на убыль и холера.
Подобным же образом происходило в разное время с эпидемиями чумы, дифтерии, брюшного тифа, дизентерии и других болезней.
НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Чижевский сделал вывод, что под влиянием усилившихся солнечных излучений начинался бурный рост болезнетворных микробов, а сопротивляемость человеческого организма к инфекционным заболеваниям снижалась.
Исследуя «земное эхо солнечных бурь», Чижевский не забывал и свои работы по изучению благотворного влияния аэроионов. В 1927 году он организовал первый в мире «Аэроионоаспираторий», где на крупных животных продолжал выяснение роли отрицательных ионов воздуха.
А кроме того начал исследования в совершенно новой для него области — гематологии, науке о крови. В чем же заключались эти необыкновенные исследования?
Давно было известно, что кровь состоит из жидкой плазмы и микроскопических элементов, клеток, — эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов. Более трети объема ее занимают эритроциты — красные кровяные тельца. В одном кубическом миллиметре крови содержится пять миллионов этих крохотных телец.
ЖИВАЯ КРОВЬ
До Чижевского изучали кровь, извлеченную из организма, неподвижную, можно сказать, разрушенную. Александр Леонидович первым начал приглядываться к крови текущей, то есть находящейся в своем естественном состоянии.
Врачи знали, что в крови, взятой на анализ, встречаются цепочки эритроцитов, так называемые «монетные столбики». Чижевский выяснил, что это остатки эритроцитных рядов. Под действием электростатических, магнитных, гидродинамических сил элементы движущейся крови выстраиваются кольцами. В крови же, извлеченной из организма, этот строгий порядок исчезает. Точно так же и при различных болезнях. Чижевский писал: «По-видимому, нет ни одного заболевания, хотя бы самого легкого, которое не нашло бы немедленного отражения в пространственной структуре крови, этом «зеркале организма».
Александр Леонидович Чижевский скончался в декабре 1964 года. Его научное наследие тщательно изучают и поныне. «Самые простые вещи, встречающиеся на каждом шагу, могут стать источником научного открытия», — писал Чижевский и призывал: «Будем же наблюдать!»
Геннадий Черненко |
Художник Елена Эргардт | Страничка автора | Страничка художника |