Апрель 2013 года
…
Голоса исчезнувших миров
Итак, наш музей сделал экспозицию — выставил свои сокровища. Но этого мало. Предметы сами по себе не заговорят с посетителями музея, наши экспонаты надо оживить.
Казалось бы, для этого вполне хватит этикеток, которые написали научные сотрудники. Но в этикетках обычно указываются только самые важные сведения о предмете, и эти сведения написаны сжатым и точным языком науки. Между тем, за каждым предметом прячется удивительная история, и нужно помочь ему свою историю рассказать. Нам нужно придумать МУЗЕЙНУЮ ЭКСКУРСИЮ, и наши ЭКСКУРСОВОДЫ станут теми помощниками, которые помогут заговорить вещам — свидетелям прошлого.
За дело принимается МЕТОДИСТ. Он внимательно изучает экспозицию и выбирает из всей массы предметов самые интересные, самые важные вещи. При этом надо помнить, что осматривать предметы будет не один человек, а целая группа — значит, экспонат должен быть хорошо виден всем экскурсантам.
Из отобранных экспонатов получается маршрут нашей будущей экскурсии. Затем методист составляет краткий план рассказа о каждом предмете. Так получается МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА, по которой экскурсоводы будут сочинять свои экскурсии.
Экскурсия может быть ОБЗОРНАЯ — по всему музею, или ТЕМАТИЧЕСКАЯ — по какой-то отдельной части наших выставок. На экскурсию отводится определенное время — обычно около часа. За это время экскурсовод должен успеть интересно рассказать обо всех предметах, попавших в маршрут.
Но у наших экскурсантов могут возникнуть вопросы, возможно, они захотят узнать о некоторых вещах больше. Вот почему экскурсовод должен знать очень много, а говорить — только самую суть. И еще ему необходимо учитывать, что разным посетителям, например, детям и взрослым, нужен разный рассказ.
Чтобы наши слушатели были внимательны, ЭКСКУРСОВОД беседует с ними — задает вопросы, предлагает вместе поразмышлять над каким-нибудь фактом, сам отвечает на вопросы экскурсантов.
А еще в музее можно учиться! Сотрудники музеев давно подметили, что изучать историю гораздо интереснее, наблюдая подлинные предметы. И появилась новая наука — МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА. В ее арсенале — игры и конкурсы, увлекательные путеводители с вопросами и заданиями, специально изготовленные копии предметов, которые можно трогать руками и даже разбирать на части.
Михаил Савинов |
Художник Евгений Морозов | Страничка автора | Страничка художника |