Архив журнала для детей Костер

Апрель 2014 года

Журнал Костер. Апрель 2014 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




И эхо таинства за шелестом кулис...

И эхо таинства за шелестом кулис...
Оперетта... Оперетта... Легкость музыки и света...

Бывает, что опереточные театры есть, а оперетт нету. Так получилось в России. Как только Жак Оффенбах написал (в 1855 году) первую оперетту — «Орфей в аду», и ее поставили в парижском театре «Буфф-паризьен», так она появилась и на русской сцене — в Петербурге, в Михайловском театре, где работала своя французская труппа. Оперетту Оффенбаха в России восприняли как маленькую комическую оперу. Именно так и переводится это слово с итальянского языка. В России так называли небольшие оперы еще в начале XVIII века. Но теперь это был совсем другой жанр — в оперетте появились и веселые куплеты, и веселые арии, и танцы, и шутки.

В России долго не было своих опереточных композиторов, и ставились иностранные оперетты. А когда и у нас стали сочинять оперетты, то они оказались скучными, и музыка была неважная. Зато в России стали появляться прекрасные театры, где оперетта была главным жанром.

Сначала это были театры «Буфф» («буфф» по-итальянски «шутка»). В театре «Буфф» давали не только оперетты, там пели веселые песенки и куплеты, танцевали канкан и матчиш (такие бравурные танцы), разыгрывали акробатические номера, веселые сценки. Но царицей вечера была оперетта. Приглашались знаменитые иностранные артисты — своих мастеров этого жанра у нас пока не было. Некоторым иностранцам здесь так понравилось, что они задержались в России на несколько лет.


Ресторанная публика не интересовалась новым репертуаром...

Но вскоре и у нас появились свои опереточные артисты. Стали открываться новые опереточные театры. Некоторые из них были просто великолепны. Вот был знаменитый Театр Неметти, известный театр «Летний Буфф». Народ переполнял их залы. А пели и играли там первоклассные артисты — и русские, и иностранцы. Оперетту ставили даже на сценах драматических театров — в Михайловском театре, Александринском, Мариинском.

А еще предприимчивые владельцы театров стали устраивать при своих театрах роскошные рестораны, чтобы привлечь больше публики. Родился даже такой вид — «театр-ресторан», а владельцев таких театров называли «трактирщики-антрепренеры». Ну, а ресторанная публика не особенно-то интересовалась новым репертуаром.

В конце XIX века популярны стали цыганские романсы. Заблистали «звезды» этого жанра — Вяльцева, Панина, Шувалова. Цыганский репертуар стал проникать и в оперетту. Были целые опереточные «цыганские» представления — «Цыганские песни в лицах», «Наши цыгане», «Цыганка Домаша»…

Порой такие представления скатывались к вульгарной «цыганщине», и часть публики относилась к этому жанру скептически.

Но были серьезные музыканты и деятели театра, такие как Монахов, Марджанов, Греков. Но увы — по-прежнему не было у нас хороших опереточных композиторов. Ни одна из написанных до революции 1917 года русских оперетт не могла конкурировать с европейскими.



Театральные ряды



Юрий Кружнов
Художник Ксения Почтенная, главный художник
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»