Архив журнала для детей Костер

Апрель 2023 года

Журнал Костер. Апрель 2023 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




Премьера книги

Юлия ИВАНОВА

Кря. Урок технологии

Кря. Как сделать утят из бумаги. Оригами

Некоторые думают, что я не от мира сего, летаю в облаках, живу в мире фантазий и прочее. Мама моя тоже так думает, но я могу всё объяснить. Я просто очень много читаю, и у меня богатое воображение. Чтобы оно начало работать, достаточно одного слова.

На уроке технологии мы чем только не занимаемся: то учимся на стол накрывать, то крестиком вышиваем, то из проволочек что-то странное плетём. А сегодня Марго Павловна сказала, что тема урока — оригами. Мол, это совсем просто. Ну-ну.

Если вы вдруг не слышали или забыли, что такое оригами, то я напомню. Японцы давным-давно придумали из бумаги всякие фигурки складывать, а мы теперь отдуваемся. Марго Павловна объяснила, как сложить хитрую коробочку из нескольких бумажных уголков. Вернее, она пыталась объяснить, но японские премудрости, видимо, не для всех. Я поняла только, что каждый уголок складывается отдельно, а потом они собираются в такой плетёный кубик. И внутрь можно что-то положить. Конфетку, например, или ещё что-то лёгкое.

Но как это сделать? У меня чуть мозг не взорвался! Смотрела на схему, а там букв нет, одни только полосочки и чёрточки. Согни, разогни, сложи, разложи... Р-р-р!

— Возьмите бумагу поярче, — советовала Марго Павловна. — Так вам будет веселее!

Веселее? Она что, шутит?

У меня, кроме жёлтой бумаги, никакой другой не было, но веселее от этого не стало.

Я не одна была недовольна, конечно. Полкласса хором возмущались, ныли, жаловались — это у нас всегда, — но как-то со скрипом, бормотаниями под нос и скомканными образцами почти все с этой коробочкой справились. Кроме меня и ещё нескольких неумех, а это обидно до ужаса. У меня по всем предметам пятёрки или четвёрки, а с технологией вечно проблемы.

Звонок прозвенел, все потянулись сдавать свои работы.

А я что?

Учительница

— Пусть сами свои бумажки складывают, — бормотала я под нос еле слышно, нервно сгребая в кучку недоделанные уголки хитрой японской коробочки. Не заметила, как Лапченко подошёл.

— Ты что это, Свиридова, утят налепила? — хмыкнул он, уставившись на мой стол. — Им только глаз не хватает. Кря.

Я торопливо прикрыла руками то, что должно было быть деталями коробочки и посмотрела на одноклассника так выразительно, что он отшатнулся.

— Сам ты... утёнок!

— Ну, ну, — примирительно вскинул руки Лапченко. — Успокойся!

Когда тебе говорят «успокойся», хочется тут же дёрнуть за верёвочку и взорвать весь мир. Но я, дочь психолога, не могу себе такого позволить. Я выдохнула, посчитала мысленно до пяти, как мама учила, собрала бумажных «утят» в горсть и демонстративно зашагала к мусорке. Злость ещё кипела во мне, когда произошло это. В тот момент, когда разжалась ладонь, я почти услышала, как «утята» жалобно крякают, яркими пятнами опускаясь на дно мусорного ведра. Ещё чуть-чуть — и пожалею бедненьких, так воображение разыгралось. А всё Лапченко!

Пока я стояла над ведром, мой красивый жест заметила Марго Павловна и тут же сказала, поправив очки:

— Маша, я пока тебе ставлю точку вместо оценки. Но работу нужно будет сдать на следующем занятии. Договорились?

Я кивнула, потому что вежливых слов для ответа не нашла. Я всё ещё смотрела на дно мусорки.

— Если тебе что-то непонятно, ты можешь найти ролик в интернете и посмотреть несколько раз, — продолжала учительница. — Дать тебе ссылку?

— Спасибо, я сама найду, — снова кивнула я и заставила себя вернуться к парте.

«Марго Павловна не виновата, что у кого-то руки не из того места растут», — напомнила я себе, пока собирала вещи. Она, вообще-то, симпатичная и увлечённая, но оригами — это совсем не просто! Почему она говорит, что просто?

Мальчик помогает сделать поделку

А Лапченко, оказывается, ещё не ушёл. Он, вообще-то, тоже нормальный. По крайней мере в те моменты, когда не говорит мне под руку и не называет жёлтые клочки бумаги утятами.

— Ну, ты идёшь? — спросил он, переминаясь с ноги на ногу возле моей парты.

Я не ответила. Не отошла ещё от обиды на собственную безрукость. Он, кажется, понял, что сейчас я не расположена общаться, и вздохнул.

— До свидания, Маргарита Павловна, — сказал Лапченко, выходя из кабинета.

Я была последней в классе. Жёлтые утята не давали покоя. Что если я дома сделаю ещё одну партию и их тоже придётся выбросить в ведро? На моей совести будет два выводка брошенных утят?

Нет уж, лучше не сдам это задание. Пусть точка превратится в двойку.

Марго Павловна поторопила меня, пришлось выйти из класса. Я шла по коридору, а мысли крутились дальше, как будто сами по себе.

«Двойка по технологии тоже не лучший вариант. А что если взять бумагу не жёлтую, а чёрную?» — продолжала размышлять я.

Тогда это будут не утята, а воронята. Или галчата. Или чёрные котята.

Ну Лапченко!

Это всё из-за него!

Если зелёную бумагу возьму — получатся лягушата. А если белую? Зайчата, что ли?

Я даже остановилась. Неужели я вообще никакую бумагу теперь взять не смогу, чтобы не представлять получившиеся детали живыми?

Где этот Лапченко? Сейчас я ему скажу что-нибудь... психологически нейтральное. Как мама учила, ага.

Осмотрелась — а вот и он. Переобувается в раздевалке, никуда не торопится. Заметил мой взгляд, поднял голову:

— Ну что ты, Машка, расстроилась? Хочешь, я за тебя эту бумажную коробочку сделаю? Мне не сложно.

— Ты что думаешь, я сама не смогу? — не удержалась я.

— Просто время тебе сэкономлю. Тебе же это неинтересно.

— Почему это?

— Да сразу видно. Ты больше книжки любишь читать.

Мальчик помогает помощь

Мы помолчали немного. Лапченко был прав, но не соглашаться же с ним.

— Почему ты их утятами обозвал? — спросила я.

Наткнувшись на его озадаченный взгляд, пояснила: — Мои уголки. Я теперь про них думаю.

— Жалеешь, что выбросила?

— Наверное. Хотя это глупо, — призналась я. — Они ведь даже не похожи... не похожи на настоящих утят.

— Вообще не похожи, Машка. Я просто... не подумал. — Кажется, он растерялся. Тоже, наверное, думает, что у меня не все дома.

— Ну ладно. Меня мама ждёт, — сказала я. — Пока! Обида на Лапченко прошла. Надо же, помощь мне предложил. Бывает же. Он вообще хорошо всё схватывает, и руки у него не крюки. Может, надо было согласиться?

И дальше день шёл как обычно. Кружок по шахматам, прогулка в парке, домашняя работа... И всё-таки я не могла не думать. Нет-нет, да и возвращалась мысленно к тому мусорному ведру, где остались мои бумажные утята.

Даже мама заметила, что я витаю в облаках ещё больше, чем обычно. Она пыталась расспросить, она же психолог, но, вы понимаете, разве я могла сказать ей такую глупость?

Такие дела, мамуля. Мы делали коробочку в технике оригами, из бумажных уголков, я выбрала жёлтый цвет, а Лапченко мои уголки назвал утятами. Я разозлилась и выбросила их в мусорное ведро. И они там теперь жалобно крякают. Кря-кря. А вдруг они ещё и темноты боятся? А в школе ночью темно...

Моя мама многое понимает, но история с утятами — это вообще не для мам. Она для таких, как я.

Утята, утята... Нет, это просто невозможно! Надо срочно пойти и достать их из мусорки!

Но срочно не получилось, конечно.

На следующее утро я собралась быстрее, чем обычно. Я хотела войти в класс первой и спасти своих утят. Да, и мне всё равно, что вы сейчас обо мне подумали. Да, мусорка. Да, я собиралась в неё залезть. Руками. Ничего в этом такого страшного нет, обычно там только бумажные обрезки.

Но мне, конечно, не хотелось, чтобы кто-то застал меня за таким странным занятием.

Поэтому я спешила оказаться в классе первой. И оказалась. Но это не помогло.

Утят в ведре не было.

Другие бумажки были, а моих не было.

Куда они могли деться?

Я всё понимаю, они не настоящие. Это просто бумага. Просто жёлтая бумага. Но вы должны поверить мне — это не ерунда. Люди бывают разными, это я вам как дочь психолога говорю.

Чтобы успокоить свою совесть, я решила написать рассказ и назвать его «Побег из мусорки». Я уже знала, что именно напишу. В этом рассказе утята ночью выберутся из корзины и скроются в школьной библиотеке. Там они станут бумажными закладками и будут жить среди книг. В одном из самых лучших мест на земле.

Эта новая мысль так захватила меня, что я не могла дождаться окончания уроков. Надо срочно записать рассказ, пока я не потеряла мысль.

Прозвенел последний звонок, и я собрала вещи молниеносно. Никакие руки-крюки мне не помешали.

— Свиридова, погоди! — это крикнул Лапченко. Еле догнал меня в коридоре. — Смотри, что у меня есть!

Он держал в руке коробочку-оригами и протягивал мне:

— Возьми, пожалуйста.

— Это мне?

— Да. Я вчера сделал.

— Кажется, она не пустая? — Я осторожно потрясла поделку. Изнутри послышался какой-то шорох.

— Дома посмотришь, — сказал Лапченко. И, кажется, смутился.

— Спасибо!

Он убежал вперёд, а я немного притормозила.

Лапченко сделал для меня коробочку. Вот это да! Не забыл ведь. Пожалуй, прощу ему этих «утят». Он ведь не знал.

Коробочка была лёгкая. Я открыла её дома, очень осторожно, чтобы не помять. Лапченко что-то положил внутрь, и я почему-то заволновалась... Просто я подумала...

Утята плывут

Не скажу, о чём я подумала, потому что ошиблась. Но...

Когда они высыпались мне на ладонь, я не поверила своим глазам.

Это было лучше, чем то, о чём я подумала.

Это были мои утята! Только Лапченко каждому нарисовал глаза и клюв, и теперь они выглядели точно так же, как в моём разыгравшемся воображении. Он, наверное, вчера вернулся в класс и сам их выручил. Достал из ведра и спас. И они всю ночь благодарно крякали в его рюкзаке.

Ну Лапченко!

Ну!

Я улыбнулась и тихо сказала: «Кря».


Юлия Иванова
Художник Елена Болгова
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»