Май-июнь 2021 года
…
От картинки к знаку: как зарождалась письменность?
Наскальные рисунки — древнейший текст человечества. В них информация — сюжет мифа — передана самым простым и наглядным образом. Следующим шагом стала письменность, которую учёные называют идеографической — в ней один знак обозначает одно понятие или действие. Все древнейшие письменные системы Земли были именно такими.
Но как и зачем люди от рисунков на скалах и камнях перешли к условным знакам? Кто и когда первым изобрёл доисторическую письменность?
Примерно за три тысячелетия до начала нашей эры это почти одновременно сделали египтяне и шумеры — жители междуречья Тигра и Евфрата. Несколько позже свои знаковые системы придумали жители долины реки Инд и древние китайцы. Тысячи лет спустя, совершенно независимо от народов Евразии, изобрели своё письмо индейцы Центральной Америки. Эти народы были отделены друг от друга тысячами километров, поэтому их знаковые системы совершенно не похожи одна на другую, более того: они были созданы для разных целей!
Египтяне и китайцы придумывали свои иероглифы в первую очередь для священных ритуа лов и магии. Например, самые древние китайские надписи сделаны на гадальных костях, с помощью которых предсказывали будущее. Индейцы-ацтеки создали своё рисуночное письмо для записи исторических событий и священных текстов. Это уже не просто рисунки (как в «каменной книге»), но и не письмо в привычном нам смысле: основная задача таких знаков-картинок состояла в том, чтобы напомнить читателю последовательность фактов. А вот шумеры первоначально использовали свою знаменитую клинопись для хозяйственных записей. Древнейшие дошедшие до нас надписи Двуречья, сделанные на глиняных табличках, — это торговые контракты. Значки, которыми они написаны, ещё похожи на изображения предметов. Позже, когда такие знаки стали более условными, ими начали записывать и эпос, и законы, и священные гимны.
При всех различиях знаков и целей у всех создателей древних письменных систем есть кое-что общее. И Египет, и Двуречье, и древний Китай, и государство ацтеков — это настоящие цивилизации. Там были многолюдные города с каменными постройками, большие плодородные поля, торговля и сбор налогов. Огромные армии отправлялись в военные походы, отряды рабочих строили оросительные каналы и длинные каменные стены для защиты от врагов№
Получается, для того чтобы у людей возникла потребность в сложном письме, нужны два условия. Первое: людей должно быть много, они должны жить большими поселениями. А раз много людей, значит, появляется много разной информации, которую надо сохранять, — это второе условие.
Значит, маленькое первобытное племя письменность создать не сможет? Не совсем так. Просто у охотников-собирателей, живущих маленькими коллективами, нет необходимости записывать длинные и сложные тексты. Им вполне хватает наскальных рисунков и узоров на одежде: с помощью этих знаков они всегда могут вспомнить свои мифы и легенды. И всё же такие охотничьи племена иногда вплотную подбирались к настоящей письменности!
Индейцы Великих равнин записывали историю важных для племени событий с помощью условных значков, которые рисовали на выделанных шкурах бизонов. А юкагиры — древний северный народ, живущий на реке Колыме, — умели писать на кусках бересты. Такие записки они называли «тос», или «шангар-шорилэ», то есть «письмо на коже дерева». Знаки на коре процарапывали острым ножом (почти так же древние новгородцы писали свои знаменитые берестяные грамоты).
Юкагиры-мужчины в своих письмах рассказывали дружественным соседним родам об успешной охоте на лосей. Такие письма, похожие на простейшие карты местности, оставляли на тропах, чтобы соседи, которым повезло меньше, могли найти удачливых охотников и спастись от угрозы голода. А у юкагирских девушек была письменность-игра! Игровые «тосы» рассказывали об отношениях молодых людей: кто кого любит, кто по кому скучает, кто о ком думает№ Люди изображались в виде узких фигурок, похожих на ёлочки. Игра заключалась в том, чтобы понять, кто из знакомых скрывается за каждой ёлочкой. Разгадывали такие письма-ребусы на осенних праздниках, когда юкагирская молодёжь собиралась большими компаниями.