Архив журнала для детей Костер

Май-июнь 2024 года

Журнал Костер. Май-июнь 2024 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»



Рубрика "Приключения Пушкина"

Поэт и царь

Однажды в письме своей жене Наталье Николаевне Пушкин написал:

«Видел я трёх царей: первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку; второй меня не жаловал; третий хоть и упёк меня в камер-пажи под старость лет, но променять его на четвёртого не желаю; от добра добра не ищут...»

Пушкин уезжает из деревни

Для большинства жителей Российской империи встреча с царём (точнее, с императором!) не просто приключение, а такое событие, которое случается раз в жизни, а скорее всего, не случится никогда. Но Александр Сергеевич — дворянин и житель столицы — имел на это больше шансов. Первая его встреча с российским императором — Павлом I — случилась в ту пору, когда будущий поэт был ещё младенцем.

Следующего царя, Александра I, Пушкин видел в юные годы в лицее, а вот потом отношения поэта и государя испортились. За слишком «вольные» стихи Александр Павлович не раз высылал своего тёзку из столицы: то на юг, в Молдавию, то в Михайловское. Так что в дальние путешествия в те годы Пушкин пускался не по своей воле! Поговорить с царём лично так и не удалось, но позже Александр Сергеевич сочинил «Воображаемый разговор с Александром I», причём от имени императора:

«— Признайтесь, вы всегда надеялись на моё великодушие?

— Это не было бы оскорбительно вашему величеству: вы видите, что я бы ошибся в моих расчётах…

Но тут бы Пушкин разгорячился и наговорил бы мне много лишнего, я бы рассердился и сослал его в Сибирь, где бы он написал поэму “Ермак” или “Кочум”, разными размерами с рифмами».

Когда на престол взошёл Николай I, Пушкин обратился к нему с просьбой о прощении. Царь разрешил ему приехать на коронацию в Москву и поговорил с поэтом. Об этой беседе сохранились воспоминания современников, в том числе и рассказ самого Николая Павловича.

Все знали, что у Пушкина было много друзей среди декабристов, недавно выступивших против молодого императора. Сам поэт во время восстания был в Михайловском, но на прямой вопрос Николая I честно ответил, что, будь он в Петербурге, стал бы в ряды мятежников. Откровенный ответ понравился царю. Император разрешил Пушкину снова жить в столице, а поэт обещал больше ничего не писать против правительства. Слово своё Александр Сергеевич сдержал, а самому царю посвятил немало добрых слов в своих стихотворениях:

Нет, я не льстец, когда царю
Хвалу свободную слагаю
Я смело чувства выражаю,
Языком чувства говорю.
…Текла в изгнанье жизнь моя,
Влачил я с милыми разлуку,
Но он мне царственную руку
Простёр — и с вами снова я.


Художник Юлия Лутошкина   

Страничка художника

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»