Август 2011 года
…
У нас в гостях проректор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор филологических наук, профессор, председатель Научно-методического совета по русскому языку и культуре речи при Министерстве образования и науки РФ, член Всемирного клуба петербуржцев Сергей Игоревич БОГДАНОВ.
— Сергей Игоревич, мы знаем, что одна из главных тем Вашей жизни — культура речи. Под Вашим руководством вышел трехтомный «Российский гуманитарный словарь» и серия словарей «Давайте говорить правильно». Кому они адресованы в первую очередь?
— Я бы добавил сюда еще несколько книг. Первый том «Осьмнадцатое столетие», восемь книг тома «Девятнадцатый век», это энциклопедии по истории и культуре Санкт-Петербурга. Эти проекты я считаю самым важны делом моей жизни. И еще работа вместе с коллегами-универсантами над «Комплексным нормативным словарем» — попытка создания научно-информационного обеспечения Закона о государственном языке Российской Федерации. Это мои попытки изменить мир к лучшему, напрямую связанные с языком. Но дело не только во мне. Это касается абсолютно всех. Вопросы, связанные с языком, являются основополагающими для жизни каждого человека. От того, насколько мы знаем язык, зависит, насколько счастливой будет наша жизнь, насколько успешен человек будет в любви, в карьере, в том, каких детей он вырастит, в какой стране будет жить. За русский язык бояться не нужно, он будет всегда, хотя сейчас и переживает непростой период. Важно показать юным, что вопросы культуры языка — это ключ к жизненному успеху.
— Наверное, правильность и красота речи зависят и от прочитанных книг. А какие книги в детстве любили Вы?
— Когда спрашивают, как научиться думать, как научиться говорить, ответ простой: читайте как можно больше! Мне очень повезло, я учился в английской школе, и у нас был замечательный преподаватель литературы, уроки которого определили мой взгляд на мир, помогли выбрать дело жизни. Мы много читали из английской литературы, а в 11–12 лет я увлекся историческими романами, читал их для себя, для души с огромным удовольствием. Особенно нравился «Фараон» Болеслава Пруса. У меня шестеро детей, и с ними мы прочли потом все эти романы. С сыном мы читали их вслух, каждый день, иногда по четыре часа. И герои Сенкевича, Фенимора Купера, Майн Рида, Стивенсона оживали вновь по мере чтения. Не могу не назвать замечательную книгу своего детства — «Листы каменной книги» Александра Линевского. Некоторые эпизоды с участием Льока, главного героя, отчетливо помню до сих пор. Очень яркие ощущения были от романа Вальтера Скотта «Айвенго» — казалось, что съел кусок горячего, свежего, дурманяще пахнущего хлеба. Была также книга, над которой я в детстве плакал. Это «Три товарища» Ремарка. Вообще Ремарка нужно читать и перечитывать, его книги укрепляют в жизни. И еще помню, как мы с друзьями отправились на море и взяли с собой впервые напечатанный в журнале «Москва» роман «Мастер и Маргарита» Булгакова. И этот журнал мы читали вслух друг другу, я был самым старшим в компании, мне было двенадцать лет. Впечатления от этого лета живы до сих пор, это было сродни потрясению.
— А какие книги Вы бы выделили как филолог?
— Я учился на филфаке в Университете, и во многом мой взгляд на мир определен курсом мировой художественной литературы. Как филологу, мне очень трудно выделить что-то особенное. Все книги, которые можно назвать шедеврами мировой литературы, важны и интересны. Еще есть книги, совершенные по форме. Можно не соглашаться с точкой зрения автора, не совпадать с ним в жизненной позиции, но то, как это сделано — восхищает. Из таких совершенных по форме, по мастерству владения языком книг могу назвать книгу Федора Сологуба «Мелкий бес». Нашим читателям пока, конечно, обращаться к ней рано, но очень советую прочитать ее потом, это пока вам, ребята, совет «на вырост». Это лучшее, что создано в литературе с точки зрения языка, виртуозного им владения.
— В чем отличие классической литературы от современной?
— Классическую литературу, в отличие от современной, можно и нужно перечитывать. Сегодняшние книги — это книги одноразовые, прочел, почувствовал вкус времени, его горечь, и больше уже не будешь к ним возвращаться. Это как одноразовая посуда — она нужна, но только один раз в жизни. А классика не просто показывает горечь бытия, она умащает бальзамом сердечные раны. Недавно я был членом Малого жюри литературного конкурса «Нацбест» («Национальный бестселлер»), прочел немало новых книг, все они хорошие, но к ним не будешь возвращаться. Они нужны, чтобы ощутить свои сегодняшние чувства, почувствовать боль окружающего тебя мира, в котором ты живешь. Но они не приносят утешения. Поэтому убежден: классику нужно читать обязательно. Обязательно нужно обращаться к литературе, которая дает утешение, помогает жить.
— Можно ли сегодня говорить об особом, петербургском стиле речи?
— Раньше были два произносительных варианта, петербургский и московский. Сейчас различия практически стерлись. Язык развивается, он живой. Мне вспоминается история, связанная с Летним садом. Когда в ходе одной из реконструкций встал вопрос о необходимости спилить старые деревья, многие сетовали: как же так? Ведь они помнят Петра… Тогда главный реставратор сказал: «Мы посадим новые деревья, по которым будут помнить о нас». Очень важно, чтобы потомки запомнили нас хорошими делами. Сейчас у молодых есть возможность зародить традиции, которыми будут гордиться последующие поколения.
— Вы — организатор и участник Х Конгресса Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. Каким, по Вашему мнению, сегодня должен быть учитель литературы в школе?
— Тема школы для меня очень важна. Моя мама всю жизнь работала учителем в школе, она преподавала английский язык. Я и сам работал в Институте усовершенствования учителей. А сейчас наш Университет разрабатывает новую линейку учебников русского языка и литературы. От школы невозможно отрешиться. И я считаю, что учитель — это главный человек в нашей жизни. Он — носитель самых важных жизненных ценностей, хранитель культуры. В первую очередь любой учитель должен быть филологом. А в слове филолог самая важная часть — «фил», корень слова «любовь». Что бы он ни преподавал, важно, чтобы была любовь — к культуре своей страны, к своему городу, к детям, к своему предмету. Пусть современные учителя сохранят то лучшее, что было у тех, кто учил их.