Август 2012 года
…
ШХУНЫ
Шхуна — это парусное судно, у которого не меньше двух мачт, оснащенных косыми парусами. Некоторые шхуны, например, марсельные, могут нести и прямые паруса, но чаще встречаются шхуны с гафельным или бермудским парусным вооружением. У гафельной шхуны верхний край (или, как говорят моряки, шкаторина) паруса растягивается наклонным бревном — гафелем, а бермудские шхуны несут треугольные паруса — такие же, как на спортивных яхтах.
Появились шхуны в европейских водах в XVII столетии. Управлять ими было проще, чем парусниками с прямым вооружением, они могли ходить под острым углом к встречному ветру («круто к ветру», как говорят моряки). Легкие поворотливые суда быстро снискали любовь мореходов, прочно обосновались на страницах романов писателей-маринистов и благополучно дожили до наших дней (сейчас их чаще всего используют как учебные суда для подготовки будущих моряков).
Назначение у шхун самое разное. Эти суда часто применяли для рыбной ловли и промысла морского зверя (вспомним «Пилигрим» пятнадцатилетнего капитана Дика Сэнда в романе Жюля Верна или шхуну «Призрак» из романа Джека Лондона «Морской Волк»). Пользовались шхунами и пираты для своих темных дел. Существовали грузовые шхуны — например, огромная американская семимачтовая шхуна «Томас У. Лоусон», погибшая в Атлантике в 1907 г. Но особенно прославились шхуны в качестве кораблей науки.
Знаменитый «Фрам» норвежского исследователя Фритьофа Нансена, «Йоа» и «Мод» Руала Амундсена, «Святой Фока» Георгия Седова, «Заря» Эдуарда Толля, «Святая Анна» Георгия Брусилова — все эти корабли-герои Арктики были именно шхунами. За исключением «Фрама» и «Мод», специально построенных для плаваний в Ледовитом океане, шхуны полярных путешественников были переоборудованы из зверобойных судов. Большинство экспедиций устраивались на добровольные пожертвования, а шхуны не требовали большого экипажа.
Имя «Заря» впоследствии получил другой известный корабль науки — немагнитная шхуна, построенная для исследований магнитного поля Земли.