Октябрь 2001 года
…
Колонка редактора
ОКАЗЫВАЕТСЯ, УЧИТЕЛЯ ТОЖЕ УСТАЮТ
О Януше Корчаке (Генрик Гольдшмидт), замечательном польском педагоге знает весь мир. Взрослые читают его нужную и полезную книгу "Как любить детей". А дети учатся справедливости по его сказке "Король Матиуш". Где мальчик стал королем, и, может быть впервые в истории человечества, это было честное правление.
В будущем году исполняется 60 лет со дня гибели этого замечательного педагога и двухсот его воспитанников. В 1942 г. фашисты отправили в газовую камеру концлагеря Трэблинка всех детей его детского дома.
- Господин Гольдшмидт может остаться, - сказал эсесовец, преграждая Корчаку дорогу в вагон, где, готовые к отправке в концлагерь, ждали его дети.
- Не все подлецы, - сказал Корчак, - и вошел в вагон.
- Не все подлецы, - сказал Корчак, - и вошел в вагон.
Твой учитель, учительница, быть может, не обладает широкой известностью. В самые обыденные дни, каких много в длинном учебном году, он входит в класс. И в даже самые тихие и спокойные минуты урока он идет в бой, чтобы победить равнодушие к знанию, чтобы научить любить Пушкина и Лермонтова, открыть тайны познания нового закона физики, помочь постигнуть новую формулу. И никто не знает сколько для этого нужно отдать сил, здоровья, времени.
Наташа Титова ученица 11 класса из Костромы решила это исследовать. Она написала научный труд, где рассказала как работают учителя и почему они устают. Она познакомилась с пятидесятью тремя учителями одной школы, прочла их планы, разные учительские документы, продумала анкеты и провела социологические исследования. И вот к каким выводам она пришла.
Так как главная задача учителей прививать интерес к знаниям они работают очень напряженно не только на уроках, но ведут большую внеклассную работу, организуют кружки, факультативы, олимпиады, предметные недели, чтобы расширить кругозор и развить мышление и воображение своих воспитанников.
"Они высокие профессионал, - пишет Наташа. - Но им приходится постоянно работать с перегрузкой из-за низких ставок оплаты труда. Они жертвуют своим здоровьем и свободным временем. Они редко бывают на свежем воздухе даже в мае, так как идет окончание учебного года и подготовка к экзаменам."
Наташа провела специальные исследования, от чего больше всего устают учителя. Оказывается, больше всего сил уходит на то, чтобы включить учеников в работу, особенно в октябре, после каникул.
"Как и у всех нас, - пишет исследовательница, - у них бывает авитаминоз в марте-апреле. Отдыхать им, как правило, не удается, так как всегда накапливаются тетради и необходимо писать планы. Особенно нарастают перегрузки и стрессовые ситуации, когда необходимо выставлять итоговые оценки.
Об исследованиях Наташи и других интересных работах ребят рассказали педагоги Костромы, которые в этом году приезжали на 1У Всероссийский конкурс педагогов дополнительного образования. "Сердце отдаю детям".
Главный редактор
Н.Харлампиев