Август 2002 года
…
Эта игра получила свое название от фамилии ее создателя — Жернова Владимира Александровича, с которым вы познакомились в майском номере "Костра". У игры много разновидностей, отличающихся по форме игрового поля, по количеству и объему комплектов шашек, по количеству игроков. Но основой этой новой игры являются шашки, поэтому играть мы будем на шашечной доске и использовать только черные поля.
Итак, в исходной позиции игры в жернова: 6 белых шашек располагаются на 4-х полях первой горизонтали и 2-х средних полях (d2 и f2) второй горизонтали, а 6 черных шашек — на 4-х полях последней горизонтали и 2-х средних полях (с7 и е7) предпоследней. Каждая шашка (простая) может делать ход так же, как простая шашка в обычных шашках: по диагонали на одно поле вперед, если это поле свободное. Простая, достигнув последней от себя горизонтали, становится дамкой. Бить, как и в шашках, обязательно. И бьют в жерновах по правилам русских шашек, но с одним ограничением для простых простая бьет только вперед. И еще одно отличие от шашек, отличие, давшее жерновах право на самостоятельность: битая шашка "переходит" в армию бьющих — она заменяется на своем поле шашкой одного цвета с бьющей. При этом, простая шашка противни дамка — дамкой. Общее количество шашек на доске во время игры остается постоянным. Цель игры — шашки противника должны быть побиты (переведены в свой стан) или лишены возможности хода. Ничейный исход партии возможен при ситуациях, подобных приведенной на диаграмме 1. Эта позиция возникла после 18-го хода белых (запись выполняется по правилам записи в русских шашках, без указания замен битых шашек):
1. dc3 cb6 2. fg3 ef6. 3. gf4 bc5. 4. ab2 hg7. 5. ba3 bc7.
6. cb4 cd6. 7.gf2 fe5. 8. fg3 gf6. 9. cd2 fg7. 10. dc3 dc7.
11. Ьа5 cd4. 12. cb4 de3. 13. bc5 d:b4. 14. f:b8D f:d4. 15. cd8D ef2.
16. b:f4 fg1D. 17. ed6 gh6. 18. gh4.
У белых более выгодная позиция: у них 2 дамки и 5 простых против одной дамки и 4 простых черных. Поэтому черные ходом 18... de3 (см. диаграмму 1) приводят партию к ничейному окончанию: 19. f:c1 g:d4. 20. c:f4 d:g1 — пешка на еЗ после каждого взятия меняет свой цвет, заставляя белую и черную дамку по очереди бить эту притворяшку-хамелеона. Такое окончание партии получило название "бешеная ничья". На диаграмме 2 приведена позиция, в которой явное преимущество черных. Но ход белых — они начинают и выигрывают. Как? Подумайте и помогите им!
Ответить