Дворцовые комплексы периода классицизма
С 1760-х годов начался новый период в развитии архитектуры Петербурга. Барокко постепенно уступило место другому стилю — классицизму. Строгость и простота, величие и торжественность образцов античного зодчества на многие десятилетия определили характер российской архитектуры. Классический ордер стал его главным формообразующим мотивом.
Рост и укрепление Российского государства, его военные и экономические успехи сопровождались быстрым развитием городов, расширением их границ и увеличением численности населения. Для регулирования городской застройки в 1762 году была создана Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы, которую возглавил талантливый архитектор-градостроитель А. В. Квасов. После его смерти (в 1772 году) возглавляли Комиссию вначале И. Е. Старое, а затем И. М. Лем. Подготовку кадров квалифицированных зодчих начала Академия художеств, открывшаяся в 1757 году.
Строительство в Петербурге отныне получило строго регламентированный характер. Развернулась застройка улиц зданиями одной высоты, стоящими вплотную друг с другом и образующими более или менее единый уличный фасад. Нева и ее рукава получили набережные, облицованные гранитом, оборудованные спусками к воде. В гранит оделись и стены Петропавловской крепости.
Зимний дворец
Именно в это время сложился в основных чертах архитектурный облик Дворцовой набережной, где в одну линию с Зимним дворцом встали здания Малого Эрмитажа, Большого Эрмитажа и Эрмитажного театра. Вместе с Невским проспектом она стала одной из парадных магистралей Петербурга, главным фасадом столицы.
Начало строительству всех этих зданий положило сооружение восточнее Зимнего дворца служебного корпуса, предназначенного для дворцовых конюшен и манежа. Однако уже вскоре последовало повелени Екатерины II возвести здесь «Эрмитаж наподобие Царскосельского», где можно было бы проводить время в уединении и тишине. В одной части здания предполагалось устроить зимний сад, а в другой разместить собрание картин.
Первым был построен в 1764–1767 годах архитектором Ю. М. Фельтеном трехэтажный южный павильон, обращенный фасадом на Миллионную улицу. Его нижний этаж выглядел так же, как и фасад Зимнего дворца. Очевидно, поэтому здание некоторое время называлось Малым Зимним дворцом. В 1840-х годах архитектор В. П. Стасов надстроил его еще на один этаж, что нарушило цельность стиля фасада.
В 1766–1769 годах на набережной Невы возвели северный павильон Эрмитажа. Автором его проекта был приехавший из Франции архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот. Фасад павильона, решенный в стиле раннего классицизма, отличается несомненной изысканностью архитектурных форм. Нижний рустованный этаж трактован как основание для двух верхних, объединенных посредине шестиколонным коринфским портиком с аттиком, увенчанным скульптурной группой. По сторонам портика — статуи Флоры и Помоны. Несмотря на иное стилистическое решение, фасад павильона в целом удачно сочетался с фасадом Зимнего дворца.
Южный и северный павильон соединяют Восточная и Западная галереи, между которыми на уровне второго этажа устроен Висячий сад. В 1775 году строительство здания было завершено.
Одновременно Валлен-Деламот оформил интерьеры Эрмитажа, однако они до нашего времени не сохранились. В 1850-х годах архитектор А. И. Штакеншнейдер отделал в северном павильоне роскошный двусветный зал (он называется Павильонным), полный причудливой зрелищности и декоративности. Его украшают ряды стройных беломраморных колонн, богатые хрустальные люстры, пристенные «восточные» фонтаны, мозаичная композиция на полу, копирующая древнеримский оригинал.
В 1771–1787 годах архитектор Ю. М. Фельтен возвел рядом «строение в линию с Эрмитажем», названное Большим, а позднее — Старым Эрмитажем. В свою очередь, здание, сооруженное Валлен-Деламотом, стало называться Малым Эрмитажем. Фасад фельтеновской постройки предельно прост, лишен ордерных членений в виде колонн или пилястр. Его чуть оживляют три небольших ризалита, расположенных в центре и по краям. В помещениях здания разместились картины западноевропейских мастеров, приобретенные Екатериной II.
Перестраивая в 1850-х годах здание Старого Эрмитажа, архитектор А. И. Штакеншнейдер сохранил общий характер его фасада. Зато планировка и отделка помещений подвергались значительным изменениям. В частности, зодчий на месте большого овального зала построил эффектную парадную лестницу, декорированную колоннами, вытесанными из белого мрамора и олонецкого порфира. Интересное оформда Винчи), украшенный коринфскими колоннами, мраморными гермами и живописными панно, часть которых исполнена академиком Ф. А. Бруни в 1856 году.
После перестройки здание Старого Эрмитажа стало называться «седьмой, запасной половиной» Зимнего дворца.
Другие дворцовые комплексы периода классицизма
Что почитать о Петерурге?