Март 2008 года
…
ВЕЛИКИЕ ЖЕНЩИНЫ РОССИИ
Живописцы всех эпох стремились увековечить своих современниц. Особенно незабываемы прекрасные облики, глубокие и сильные характеры, трагические и счастливые судьбы русских женщин, оставивших след в истории и культуре.
Один из лучших портретистов «века русского Просвещения» — Федор Рокотов. Его легкий мазок, делающий незаметными переходы от одного цвета к другому, изысканная колористическая гамма придавали пленительную трепетность женским образам. Царствование Екатерины II являло блистательную эпоху, когда, по словам современника, Россия «становится державой европейской, а Петербург занимает видное место между столицами образованного мира...». Российская императрица 34 года была монархиней огромного государства и по праву заслужила титул Екатерины Великой. Рокотов написал один из первых ее парадных портретов, получивший одобрение самой императрицы.
К вершинам русского портрета принадлежит изображение красавицы-аристократки графини Юлии Самойловой. Великий Карл Брюллов преклонялся перед этой женщиной с первого дня их встречи в Италии до последнего своего вздоха. На портрете Самойлова в наряде королевы покидает костюмированный бал. Рядом приемная дочь Амацилия Пачини. Красный взвившийся занавес отделяет ее от маскарадной суеты.
Ф. Рокотов. «Портрет Екатерины II», 1770 г. |
К. Брюллов. «Портрет графини Юлии Самойловой», 1843 г. |
В. Серов. «Портрет артистки М. Ермоловой», 1905 г. |
Н. Альтман. «Портрет Анны Ахматовой», 1914 г. |
З. Серебрякова. «Автопортрет с кистью» 1924 г. |
К. Петров-Водкин. «1918 год в Петрограде», 1920 г. |
Гордость русского театра, Мария Ермолова с детства стремилась стать «первой актрисой». У нее был неповторимый голос удивительного тембра, и когда она играла на сцене Малого театра, публика аплодировала ей стоя. На портрете Валентина Серова Ермолова — великая актриса с царственной осанкой, удивительная женщина, наделенная великой силой духа и великим талантом.
После поездки в Париж, в конце 1912 г., молодой художник Натан Альтман перебрался в Петербург, где за короткое время стал одним из наиболее заметных живописцев. Анна Ахматова изображена в пору своей молодости, когда она блистала в литературных салонах и покоряла мужские сердца. Известная поэтесса, «победительная» женщина с «лица необщим выраженьем», Ахматова на картине «Автопортрет не еще не догадывается о своей трагической, полной лишений будущей судьбе.
«Улыбкой русской Джоконды» называют автопортреты Зинаиды Серебряковой. Но если на ее знаменитых ранних автопортретах это светлые улыбки предвкушения счастья, то на этом позднем полотне — полное горечи осознание невосполнимой утраты. Утраты Родины, утраты иллюзий и надежд. Переехав во Францию после революционных потрясений, художница потерялась в бурной и яркой, но чужой и холодной жизни. А возвращение в Россию уже было невозможным. Эта «потерянность» щемящей нотой звучит в картине.
Картину Кузьмы Петрова-Водкина «1918 год в Петрограде» иногда называют «Петроградская мадонна». На фоне трагических событий простая русская женщина вознесена над «миром сим». Мать предельно бережно поддерживает младенца, трогательно прижимая его руку к своей груди. Эта картина одновременно и документ конкретной эпохи, и вневременной образ возвышенных чувств.