Март 2003 года
…
Гость нашей рубрики — Николай Иванов — артист, которому зал аплодирует стоя, после спектаклей которого выходит потрясенным и влюбленным, тот, кому говорят спасибо за созданные им образы людей, "умеющих слушать, слышать, помнить и любить". На счету Николая Николаевича более ста ролей, сыгранных в театре и кино, он лауреат Государственной премии и народный артист России, его имя — символ актерского мастерства. А еще Николай Иванов — многолетний читатель нашего журнала. "Какие книги вы читали в детстве, что помогло Вам в выборе судьбы и профессии?" — спросили мы Николая Николаевича. Его ответ — перед вами. |
Самое яркое впечатление моего детства — голос мамы, читающей мне вслух. Книги она выбирала серьезные, задолго до школы мы с ней прочли всего Жюля Верна, Короленко и много других замечательных писателей. Особенно мне запомнилась история, связанная с поэмой Пушкина "Руслан и Людмила". Я слушал эту сказку взахлеб. И когда мама дошла до фразы: "Изменник, ведьмой ободренный, герою в грудь рукой презренной вонзает трижды хладну сталь...", потрясение мое вероломством фарлафа и ужас от горькой участи Руслана достигли такой высокой точки, что я разразился рыданием. На все мамины просьбы дослушать поэму до конца и обещания счастливого финала я отвечал потоком самых горьких и безутешных слез. Оглядываясь назад, чувствую радость от этих слез. Кто знает, не заплачь я тогда над судьбой несчастного Руслана, может быть, как-то иначе сложилась бы вся моя жизнь. Поэтому не только верю, но убежден: дети должны плакать, обливаться слезами именно над "прекрасным вымыслом", а не от того, что им не купили какую-то игрушку. Долго потом я пребывал в состоянии волшебного очарования от пушкинской поэмы, навсегда полюбив и шапки-невидимки, и чудесные сады, и живую воду, и бесстрашных витязей. И однажды волшебство сбылось. Так сложилось, что перед праздниками мама всегда брала меня с собой в "Пассаж" за покупками. И каково же было мое потрясение, когда как-то под Новый год я увидел в "Пассаже" витрину, за стеклом которой разворачивалась знакомая сказка: злой карла Черномор нес на своей бороде над лесами и морями могучего Руслана. Тут же были забыты все мечты и желания, весь предметный мир магазина! Я приставал к маме с одной-единственной просьбой: "Пойдем, пойдем смотреть на Руслана!" И каждая такая "экскурсия" была для меня потрясающим праздником.
Когда мне исполнилось восемь лет, я уже читал сам — много, с упоением. И в мою жизнь ворвался самый загадочный и драгоценный для меня герой, выписанный в грандиозной восточной повести Лермонтова "Демон". Я был просто заворожен магией его образа, его темным обаянием, осознав в какой-то момент, что Демон не столько зло, сколько ищущая, страдающая, измученная душа, стремившаяся к любви и в один миг теряющая все. Для меня мгновенно ожил весь Кавказ, куда мы летом ездили отдыхать к тетушке: Казбек, излучистый Дарьял, Терек, Арагва, Чегемское ущелье. Все было овеяно тайной, дышало ожившей историей прекрасной и обреченной любви. Тогда меня впервые поразило чувство восторга от осознания гениальности литературного произведения. Позднее я испытал подобное, когда готовил роль Самозванца из пушкинского "Бориса Годунова". Я был поражен, до какой степени Пушкин знал Карамзина и как гениально он предугадал Костомарова! В жизни каждого человека, мне кажется, должны быть книги, что-то переворачивающие внутри, встряхивающие душу.
Есть книги, которые просто нельзя не прочитать. Здесь следует говорить даже не об образованности, а о душе. Покалеченной, куцей и убогой будет она без Достоевского и без Хемингуэя, без Маркеса и Булгакова, без Гессе и Белля. Без "Войны и мира" Толстого жизнь не получится. Как можно не восхититься чистым восторгом Наташи Ростовой, благородством Болконского, поисками Безухова? Эти герои слишком много рассказывают нам про наше существование, чтобы можно было без них жить.
Мне нравятся слова, что "хорошие книги надо читать медленно". Для моей восьмилетней дочки Аглаи чтение сродни священнодействию. "Пойду почитаю", — говорит Агаша, включает мягкий свет, создает тишину. Для книги нужны время и душевный покой. Неправда, что сейчас читают мало. Много! Но что читают? Книга в наше время стала каким-то успокоительным, позволяющим забыть о проблемах жизни. Хотя я, наверное, хороший читатель. Верю, что над книгой работали думающие люди, которые хотели сказать читателю что-то важное. И я ищу, ищу эти "жемчужные зерна". Это своеобразная игра. Для актера важно уметь играть, не расставаться с детством, постоянно быть в состоянии человека, готового и способного к игре. Уверен, как можно дольше нужно поощрять детскую игру. Чем больше человек играет, тем дольше он будет счастлив.