Июль 2004 года
…
Присмотритесь к природе — чередование времен года, смена дня и ночи, морские приливы и отливы. Прислушайтесь к своему спокойному дыханию и биению сердца. Во всем этом есть что-то общее. Это общее — ритм. Но ритмичность составляет всеобщий закон не только природы, но и искусства. Человеку свойственно наполнять ритмом свою жизнь. Поэтому он подсознательно ищет ритм и в изобразительном искусстве.
Ритм организует внутреннюю динамику произведения, создает определенную "музыкальность" картины. Ритм можно определить как чередование, повторение через определенный промежуток различных элементов изображения (фигур, линий, цветов). Из этих элементов составляется ритмический ряд. Пространство между элементами называется интервалом. Когда интервалы одинаковы — возникает равномерный ритм. Например, так работает мотор в машине. Равномерный ритм передает ощущение непрерывного движения, однообразного и бесконечного. Такой ритм часто используется при построении орнамента в декоративном искусстве.
Но человеческому восприятию не свойственна монотонность. Для нашего глаза привычнее неравномерный ритм, имеющий свои акценты — элементы, наиболее привлекающие наше внимание. Один ритмический рисунок может переплетаться с другим, третьим, создавая ощущение внутренней жизни, движения в картине. Ритм — это дыхание картины. Можно спокойно и глубоко вздохнуть, а можно дышать прерывисто и напряженно. Это внутреннее "дыхание" способно раскрыть самые сильные и глубокие чувства автора.
Посмотрите на одну из величайших русских икон — "Троицу" гениального Андрея Рублева.
По библейскому сюжету ангелы, явившиеся к Аврааму с вестью о рождении сына, расположились вокруг подготовленной для них трапезы. Но живопись, ритм придали иконе удивительную тонкость, глубину и многозначительность.
Вся композиция вписывается в слегка вытянутый круг. На столе округлая общая чаша — символ единения и композиционный центр иконы. Мягкая округлость линий контуров одного ангела повторяется в линиях и изгибах других ангелов, создает настроение умиротворенности и согласия. Одежды ложатся упругими повторяющимися складками. Даже изгиб мирликийского дуба, под которым было приготовлено угощение, и нависающий склон горы — все это созвучно основной теме. Плавность и округлость контуров ангелов подчеркивается мотивом прямых линий. Длинные тонкие посохи, четкие линии стола и сидений создают свой ритмический узор. Синий цвет одеяния центрального ангела откликается в одеянии двух других. Этот спокойный и торжественный ритм создает тихую, умиротворенную мелодию. В годы средневековой разобщенности Рублев мечтал о единстве Руси и выразил свои чувства в прекрасной иконе.
Но ритм может зазвучать энергичным призывным ударом барабанных палочек, как в картине замечательного отечественного художника Александра Дейнеки "Оборона Петрограда". Художник сказал: "Мужество имеет свой ритм и динамику". Картина посвящена гражданской войне. Мы видим, как разворачиваются ряды уходящих на фронт ополченцев. Ряд за рядом, словно накатывающиеся волны, плечом к плечу идут бойцы. Для большей выразительности ритма линий и пятен художник изображает своих героев на светлом фоне. Стволы винтовок как черные восклицательные знаки за их спинами. Упругий маршевый шаг. Вы слышите, грохочут сапоги? Это музыка непреклонной решимости и веры в победу. Как натянутые струны звенят конструкции переходного моста. А в верхней части картины вторым ярусом — тоскливый ритм поникших, согнутых спин возвращающихся с фронта раненых. Ритм в этой картине говорит о воле, решимости, тяжелых страданиях и о несгибаемой воле защитников Петрограда.
член Союза художников России