Архив журнала для детей Костер

Август 2003 года

Журнал Костер. Август 2003 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


На клетчатой доске

Башенная игра из Ханоя

Начальная расстановка шашек

Эта трехмерная игра дошла до нас из глубины веков. Игра ведется на одноцветной 144-клетчатой доске, но можно играть и на обычной. Тогда нужно взять по 16 белых и черных шашек, которые удобно "надстраивать" (ставить друг на друга).

Начальная расстановка шашек — в две шеренги.

Белые и черные ходят по очереди: или одной шашкой сразу на две клетки, или двумя - на одну. Ходить можно во всех направлениях.

Способ взятия связан с накрытием шашек. Если шашка ставится на чужую, то она лишь блокирует действие последней. И только если на ту же клетку попадает вторая собственная шашка и происходит накрытие двумя шашками, — производится снятие накрытых шашек с доски.

Противник пытается этому помешать, и борьба за возникшую башню продолжается до тех пор, пока одному из игроков не удастся установить сверху подряд две свои шашки. Тогда все шашки противника, находившиеся под ними, убираются с доски.

В результате образуется одноцветная башня. А дальше входящие в нее шашки разъединяются (соскакивают с башни) и действуют самостоятельно, чтобы вновь вступить в борьбу.

Цель игры — захватить как можно больше "противников", а свои шашки сохранить.

Игра считается оконченной, когда у одного из игроков не останется ни одной фигуры или осталась только одна шашка, так как она не сможет никого пленить.

Могут быть оговорены и некоторые изменения в правилах. Так, например, ускоряющие ходф шашек на две клетки могут быть разрешены только из исходной позиции.

Рассмотрим начало одной из партий.

При записи ходов используются обозначения:
- обычный ход
= накрывающий ход.

Белые Черные

Диаграмма 1 1. d2 - d4 d7 - d6 e7 - e6
2. e2 - e4 f7 - f5
3. f2 - f4 f5 = e4 e6 - e5
4. f4 - e4 d4 = e4(-1) (диаграмма 1)
Белые выиграли шашку, накрыв ее двумя.
Диаграмма 2 4. ... e5 = e4 d6 - d5
5. d1 - d3 d5 = e4 (-3) a7 - a6? (диаграмма 2)
6. d3 = e4 a2 - b3 g7 - f5 (ход "конем")
7. e1 - e3 f5 = e4 b7 - b6
8. f1 - f3 e8 - e6
9. f3 = e4 e3 = e4 (-3)
Диаграмма 3 Белые выиграли три шашки, а на e4 возникла башня из трех шашек. Диаграмма 3.
9. ... f8 - f6
10. e4 - f5 e4 - e5 c8 - d7 g8 - f7
(башня расформирована)
11. c2 - d4 e6 = f5 f6 = f5 (-1)
12. e5 = f5 e4 = f5 (-2) h7 = f5
13. g2 - g4 f7 = f5 (-2)
14. h2 - h4 f5 - f7
Диаграмма 4 Черные отпрыгнули назад. Такие ходы назад возможны и для башни, и для отдельной шашки.Диаграмма 4.

Попытайтесь продолжить партию самостоятельно. И здесь перед любителями игр открывае6тся большое поле деятельности.

Рубрику ведет А. Боровиков

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»