Октябрь 2013 года
…
Герои неземных стихий
Я дал словно в аду. Все вращалось перед глазами. Но я боролся, потому что верил: должен наступить момент, когда мне удастся справиться с этим штопором. И я справился». Так рассказывал австрийский парашютист Феликс Баумгартнер о своем удивительном прыжке, совершенном 14 октября 2012 года с высоты около 40 километров!
«Бесстрашный Феликс»
Принято считать, что космос начинается с высоты 100 километров.
Сорок — это еще стратосфера, но уже и там почти нет воздуха, почти космическая пустота. Пытались ли прыгать из стратосферы до Баумгартнера, пусть и не с такой высоты? Конечно, пытались, хотя всегда это было очень опасно, и несколько парашютистов погибло.
В августе 1960 года американский парашютист Джозеф Киттингер на стратостате поднялся на высоту в 31 километр и оттуда совершил прыжок. Он падал четыре с половиной минуты, развив скорость 988 километров в час.
Рекорд Киттингера держался более полувека, пока не был превышен «Бесстрашным Феликсом», как стали называть Феликса Баумгартнера после его фантастического прыжка.
Сорокатрехлетний, невысокого роста, худощавый, говорят, похожий на знаменитого Джеймса Бонда. На его счету более двух с половиной тысяч прыжков, и не только с самолетов и вертолетов.
Пожалуй, нет на свете такого небоскреба, такого высокого памятника, с которого он еще не совершил прыжка. А в 2003 году, с пластиковым крылом за спиной, выпрыгнул над Англией, перелетел через пролив Ла-Манш и опустился с парашютом во Франции!
Грозная стратосфера
К своему сверхпрыжку Баумгартнер готовился семь лет. Подготовка и сложное снаряжение, конечно, стоили очень дорого. Но нашлась одна американская фирма, которая оплатила все расходы. Прыжок века мог послужить ей отличной рекламой.
Первые метры свободного падения |
Был построен гигантский стратостат — высотный воздушный шар. Тонкой пленки, пошедшей на его изготовление, хватило бы, чтобы накрыть шестнадцать футбольных полей! В полете Баумгартнер должен был находиться внутри плотно закрытой кабины-капсулы, подвешенной к аэростату и внешне напоминающей космический аппарат.
Потребовался, разумеется, и космический скафандр. На огромной высоте невозможно прожить и десятка секунд без надежного скафандра. Даже самая маленькая щелочка, появись она, например, в шлеме, стала бы причиной почти мгновенной гибели парашютиста. Другой страшной угрозой было вращение человека при свободном падении. Если скорость его превысила бы 140 оборотов в минуту, парашютист не только мог потерять сознание, но и погибнуть от чудовищной перегрузки.
Стратостат, унесший Феликса Баумгартнера в стратосферу |
Старт в пустыне Нью-Мексико
Прежде чем идти на небывалый рекорд, Феликс Баумгартнер совершил два тренировочных прыжка: один — с 23-километровой высоты, а другой — с 29-километровой, разогнавшись в падении до скорости реактивного самолета. Теперь он был готов к прыжку с высоты, с которой не прыгал еще ни один парашютист в мире.
Место взлета было выбрано в пустыне американского штата Нью-Мексико, невдалеке от городка Розуэлла. Здесь только ветер мог помешать пуску, намеченному на 10 октября. Уже стратостат наполнили легчайшим газом гелием, уже Баумгартнер находился в капсуле, как неожиданно налетел вихрь. Стратостат высотой с 50-этажный дом накренился и чуть ли не лег на землю. Подъем сочли рискованным и перенесли на другой день.
За взлетом стратостата, а потом и прыжком Баумгартнера, 14 октября наблюдали по телевидению не менее восьми миллионов человек во всем мире. Спустя 44 минуты стратостат был на высоте 15 километров. Еще через час он достиг высоты в 30 километров. За бортом — минус 55 градусов.
«Бесстрашный Феликс» оторвался от капсулы |
С начала взлета прошло 2 часа 16 минут. Приборы показывали высоту более 39 километров. Пора было готовиться к прыжку. Феликс открыл круглую крышку люка, выбрался наружу и, держась за поручни, стал на порожек внизу кабины. На этой высоте уже было заметно, что земля круглая: горизонт изгибался дугой.
Через «звуковой барьер»
«Все, я отправляюсь домой», — произнес Баумгартнер и, слегка оттолкнувшись от капсулы, ринулся в бездну.
Прошло всего несколько секунд, как началось то, чего больше всего он боялся: началось бешеное вращение. «Я решил во что бы то ни стало возвратиться в устойчивое положение и достичь скорости звука», — рассказывал Феликс позже. И чудом ему это удалось. Через полминуты он впервые в мире падал со скоростью больше звуковой.
Перед прыжком никто не мог сказать, как повлияет сверхзвуковая скорость на организм падающего парашютиста. Не убьет ли его удар при переходе через «звуковой барьер»? Но все произошло удивительно легко. «Я не почувствовал никакого удара, — рассказывал Баумгартнер, — и даже не заметил, что преодолел скорость звука».
Он стремительно падал 4 минуты 19 секунд и приземлился на том же самом поле в Нью-Мексико живым и здоровым, установив сразу три мировых рекорда: самого высокого полета на стратостате, самого высокого прыжка с парашютом и самой высокой скорости свободного падения, сверхзвуковой — 1342 километра в час!
Прыжок этот не только великое достижение. Он важен и для науки, для развития космонавтики. Сам же Феликс Баумгартнер из стратосферы больше прыгать не собирается. Так что новый рекорд придется устанавливать уже кому-нибудь другому.
Феликс Баумгартнер снова на земле |
Геннадий Черненко |
Художник Елена Эргардт | Страничка автора | Страничка художника |