Архив журнала для детей Костер

Октябрь 2013 года

Журнал Костер. Октябрь 2013 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Рубрика И эхо таинства за шелестом кулис…

И эхо таинства за шелестом кулис… Прочтите жизнь на кончике пуантов...

На исходе XIX века казалось, что пуантами закончилось развитие русского балетного искусства. Мариус Петипа довел до совершенства искусство «большого балета», то есть представление с развитым сюжетом и с развернутым музыкальным сопровождением. Среди вершин его — «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» Чайковского, «Раймонда» Глазунова. Но ХХ век принес новые веяния. Балет становится синтезом танца, музыки, литературы, живописи. Классический балет с его «пачками» (короткие воздушные юбочки) и пуантами уходил в прошлое. Новый тип балетного спектакля создал русский танцовщик и балетмейстер Михаил Фокин. Его «коньком» стали одноактный балет и балетная миниатюра.

Айсидора Дункан в «свободном танце»

Разноцветные, необычные костюмы артистам придумывали молодые художники Головин, Добужинский, Бакст, Бенуа, Сомов. Они строили и расписывали замысловатые декорации.

Фокин часто выбирал музыку, написанную совсем не для балета, например, «Исламей» Балакирева, «Сон в летнюю ночь» Мендельсона, вальсы Шопена («Шопениана»).

Самую большую славу принесли Фокину балеты на музыку Стравинского — «Петрушка», «Жар-птица». Но их Фокин ставил уже не для петербургского Мариинского театра, а для «Парижских сезонов Дягилева». Был в начале ХХ века такой замечательный антрепренер (организатор театральных представлений) — Сергей Дягилев.

В 1907 году он организовал в Париже «Русские сезоны» — симфонические концерты и выступления русской оперы. А в 1911году он создал балетную труппу, во главе которой встал Михаил Фокин.

«Русский балет Дягилева» имел феноменальный успех и оказал огромное влияние на весь европейский балет позднего времени.

Необычайно расширились выразительные средства танца. В него вплелись пантомима и акробатика. Родился стиль «свободного танца».

Среди известных его пропагандистов была американская танцовщица Айседора Дункан, придумывавшая сольные миниатюры с литературно-художественным сюжетом.

Особенно знаменит был ее танец «Марсельеза» по сюжету картины Делакруа. О «пачках» и «пуантах» было забыто — Дункан танцевала в простом свободном платье и… босиком.

Рождались другие стили танца — «танец модерн» в Америке, «ритмопластика» в Германии… В европейский балет в это время пришли художники новых течений — Матисс, Пикассо, Брак, Леже.

Традиции «Русского балета Дягилева» в 1920–30-х годах продолжили работавшие с ним и основавшие потом свои театры балетмейстеры Лифарь, Баланчин, Нижинский, Анна Павлова.



Театральные кресла



Юрий Кружнов
Художник Елена Эргардт
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»