Октябрь 2016 года
…
Путешествие по штурманской карте
Современный магнитный компас. По бокам у него — шары из магнитомягкого железа, уменьшающие девиацию |
«Подкравшись к компасу, судовой кок подложил под нактоуз какой-то тяжелый предмет, который он держал в руке. Несколько секунд он смотрел в нактоуз на освещенную картушку, а затем бесшумно исчез», — так сделал злодей Негоро в романе Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан». Этим предметом был железный брусок. Показания компаса изменились, он уже не показывал правильное направление на магнитный полюс. И шхуна «пятнадцатилетнего капитана» Дика Сэнда, героя романа, изменила курс и вместо Южной Америки попала к берегам Африки…
Такое отклонение компаса от правильного направления, вызванное корабельным железом, называется ДЕВИАЦИЕЙ. Штурман обязательно должен знать девиацию своего компаса, уметь ее измерить и уничтожить. Иначе компас будет «врать», и мы не сможем верить его показаниям.
Иван Петрович де-Колонг (1839–1901) — русский морской офицер и ученый, основоположник науки о девиации компаса |
В эпоху деревянных судов девиация не доставляла морякам больших неудобств. Испортить компас деревянного парусника можно было, лишь поднеся к нему железо вплотную. А вот когда корабли стали строить из металла, у штурманов появились серьезные проблемы. Гирокомпас, который показывает прямо на истинный север, тогда еще не придумали. Чтобы справиться с воздействием судового железа на компас, морякам понадобилась помощь ученых-физиков.
О том, что железо имеет магнитные свойства, физики знали давно. Теперь ученые выяснили, что бывает МАГНИТОМЯГКОЕ и МАГНИТОТВЕРДОЕ железо. Предметы из разного в магнитном отношении металла «тащат» стрелку компаса в разные стороны. Значит, их влияние можно уравновесить, тогда и девиации не будет. На компасы стали крепить шары или бруски из «мягкого» железа — они снимали влияние «твердого» металла, из которого строили суда.
Обычно девиацию судового компаса уничтожают раз в полгода. Но если наше судно перевозит, например, рельсы или железные трубы — тогда девиацию определяют и уничтожают перед каждым рейсом. На эту операцию отводят время и специальное место — ДЕВИАЦИОННЫЙ ПОЛИГОН. Границы таких полигонов (они обычно находятся вблизи портов) обозначают на штурманской карте красным цветом.
Обозначение девиационных полигонов на штурманской карте (окрестности Владивостока)
|