Архив журнала для детей Костер

Ноябрь-декабрь 2012 года

Журнал Костер. Ноябрь-декабрь 2012 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Морская газета

Морская газета

ПОКОРИТЕЛИ «БОЛЬШОГО ГВОЗДЯ»

Деревянная шхуна Святой мученик Фома

Гренландские эскимосы, спутники американских полярников Роберта Пири и Фредерика Кука, называли Северный полюс «Большой гвоздь». Эскимосы не знали, чем точка полюса отличается от любого другого места на земле, но гвоздь, по их мнению, должен был быть очень большим, если белые люди затрачивают на путешествие к нему столько времени и усилий!

Георгий Седов

Отважные путешественники из разных стран не раз рисковали жизнью, пытаясь покорить «Большой гвоздь». В этом году множество памятных дат морской истории связано именно с походами к полюсу.

Руал Амундсен

Американцы Пири и Кук побывали в районе полюса в 1908-1909 годах. Путешественники всеми правдами и неправдами пытались доказать свое первенство в гонке к «Большому гвоздю», но ни один из них так и не смог бесспорно доказать факт своего пребывания в точке полюса.

Сто лет назад, в 1912 году, на деревянной шхуне, русская экспедиция «Святой мученик Фока» отправилась к Северному полюсу. Этой экспедицией командовал военный моряк, старший лейтенант Георгий Яковлевич Седов. Судно Седова не смогло пробиться к полюсу и застряло во льдах недалеко от Земли Франца Иосифа. Начальник экспедиции попытался дойти до желанной цели на собачьей упряжке и погиб в пути от цинги. А «Святой Фока» после долгого дрейфа во льдах все же смог вернуться в Мурманск.

И.Д.Папанин, начальник станции Северный полюс-1

Во время поисков экспедиции Седова летчик Ян Нагурский совершил первые полеты в Арктике на самолете «Фарман». Вскоре начались и воздушные экспедиции к Северному полюсу. В 1926 году через точку полюса пролетел на дирижабле «Норвегия» великий полярный исследователь Руал Амундсен, в 1911 году покоривший Южный полюс. Почти одновременно с ним американец Ричард Бэрд достиг района полюса на самолете.

Атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» (такое название получила «К-3» после похода к полюсу) на советской почтовой марке

А в 1937 году, 75 лет назад, на полюсе приземлились сразу четыре тяжелых самолета. Они доставили экипаж и оборудование первой советской дрейфующей научной станции «Северный полюс-1». Четверка полярников во главе с Иваном Дмитриевичем Папаниным провела на льдине девять месяцев и сделала много очень важных научных наблюдений. В 1962 году, к Северному полюсу отправилась первая советская атомная подводная лодка «К-3». Советские подводники подняли корабль на поверхность в полынье недалеко от точки полюса, и водрузили над льдами Арктики флаг нашей страны.

Капитан Ю. С. Кучиев в рубке атомного ледокола «Арктика»

А надводный корабль впервые пришел на полюс только в 1977 году, 35 лет назад. Этим кораблем стал могучий атомный ледокол «Арктика» под командованием опытного капитана Юрия Сергеевича Кучиева. Когда участники этой экспедиции сошли на лед, капитан Кучиев торжественно установил на Северном полюсе сохранившееся древко флага Георгия Седова.




Михаил Савинов


Страничка автора

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»