Архив журнала для детей Костер

Ноябрь-декабрь 2012 года

Журнал Костер. Ноябрь-декабрь 2012 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


И эхо таинства за шелестом кулис…

И эхо таинства за шелестом кулис Без чего нет театра

Что же все-таки главное в театре, на чем основывается это удивительное искусство? А главное в театре, что ни говори — актер. Без актера нет театра.

Если мы окунемся в самую древнюю историю, когда еще и театра не было, но когда разыгрывались религиозные языческие действа, то обнаружим, что и там не обходились без актеров. В роли «артистов» выступали участники действ, они изображали силы природы — ветер, солнце, несущуюся воду, борьбу человека с этими силами или поклонение им. Изображались сцены охоты, совершались моления о дожде — все с помощью звуков и движений, в ритуальном танце, в песне. «Артистами» были жрецы или простые обитатели сел и городов. Никто не знал их имен и не интересовался. Искусство актера родилось позже.

Танец в честь бога растительности Переплута

Самыми первыми актерами, наверное, были народные танцоры, певцы, сказители. На Руси — скоморохи, игрецы, а в Европе — гистрионы, ваганты, жонглеры. Появились народные кукольные театры, театры-вертепы. Бродячие артисты были и акробатами, и фокусниками, и наездниками.

В античном театре актером выступал автор пьесы. В театре Эсхила (VI–V в. до н. э.) появился второй актер, а чуть позже, в театре Софокла, театральная труппа состояла уже из трех человек. В античном театре действие заменялось рассказом о событиях, и актер становился декламатором и глашатаем нравственных истин, а в силу этого — очень уважаемым человеком.

Ритуальная песня-веснянка

А вот в эпоху Средневековья (IX–XIII вв.) актеров стали преследовать, почитая «слугами дьявола». И все же Средневековье подарило человечеству площадной театр, разнообразие актерских образов, масок, искрометные жанры, в числе которых — фарс. Все это переняли актеры эпохи Возрождения (XIII–XVI вв.): комедия дель арте, комедии масок и положений породили и новый тип актера — актер-импровизатор придумывал свой текст прямо на сцене. В эпоху Возрождения родилось, наконец, понятие «актерское мастерство»…

Тогда же небывалых высот достигла драматургия — драма и трагедия. Кому неизвестны имена Шекспира, Мольера, Расина, Корнеля, Лопе де Вега?.. Некоторые из драматургов были актерами, игравшими в своих пьесах, как, например, Шекспир и Мольер. Но важно, что главным в искусстве актера теперь почитались глубина и правда переживаний, человеческих эмоций.

От этого принципа отошли, увы, актеры эпохи Просвещения (XVII в.), актеры классицистского театра. Классицисты потому так и назывались, что ориентировались на античный театр. Актеры Просвещения переняли традицию античной декламации, выспренную жестикуляцию. Эти неестественные теперь приемы держались долго, до конца XVIII века и даже отчасти до начала XIX-го. В XIX веке в актерском искусстве началась новая эпоха… Но об этом — в другой раз.




Юрий Кружнов
Художник Елена Эргардт
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»