Ноябрь-декабрь 2013 года
…
Герои неземных стихий
Теперь Северный полюс посещают туристы. Но в конце позапрошлого, ХIХ века о полюсе можно было лишь мечтать. Ни пешком, ни на собаках — никому еще тогда не удалось добраться до самой северной точки Земли, хотя многие пытались.
СМЕЛЫЙ ПЛАН
У шведского инженера Соломона Андрэ было два увлечения — Арктика и воздухоплавание. «Если ни по воде, ни по льду не удается достичь Северного полюса, — рассуждал он, — то почему бы не попробовать сделать это при помощи воздушного шара».
Смелый план был встречен по-разному. Одни посчтали его безумным, но другие, в том числе крупные ученые полярные путешественники, поддерживали Андрэ.
Экспедиция готовилась серьезно. Андрэ совершил много тренировочных полетов и даже установил национальный рекорд дальности, пролетев за три часа с лишком более 400 километров.
Своему воздушному шару он дал гордое имя «Орнен», что по-шведски означает «Орел». Современникам Андрэ этот шар казался верхом совершенства. Гондола его позволяла разместить запас продовольствия, рассчитанный на четыре месяца, снаряжение и приборы. Радио еще не было изобретено, но Андрэ решил взять с собой три десятка почтовых голубей и время от времени отпускать их с короткими сообщениями о ходе экспедиции.
ЖЕЛАННЫЙ ВЕТЕР
Экипаж аэростата должен был состоять из трех человек. Желающих отправиться в воздушное путешествие оказалось немало. Андрэ выбрал двоих: метеоролога Нильса Стриндберга и молодого инженера Кнута Френкеля.
В мае 1897 года пароход «Вирго» доставил шар, оборудование и самих членов экспедиции на остров Данске в северной части Шпицбергенского архипелага. Здесь был построен ангар-укрытие, для воздушного шара. Отсюда до полюса оставалось более 1000 километров.
Наполнив шар водородом, Андрэ и его спутники стали ждать нужного ветра, дующего к северу. Они были готовы вылететь в любую минуту. В ожидании прошла неделя, другая.
Только 11 июля подул, наконец, желанный ветер. Экипаж «Орла» занял свои места в гондоле, и шар, под громкое «Ура!» матросов стартовой команды, оторвался от земли, быстро набрал высоту и вскоре растаял вдали…
НАХОДКИ НА ОСТРОВЕ
На третий день после взлета к восточным берегам Шпицбергена прилетел голубь, к ножке которого была прикреплена легкая гильзочка с сообщением Андрэ. В записке говорилось, что полет проходит успешно. Но это сообщение относилось лишь к первым часам путешествия. Больше вестей от аэронавтов не поступало. Не появились они ни через месяц, ни через год.
На поиски пропавших аэронавтов были посланы несколько спасательных экспедиций, но все они возвращались ни с чем. Андрэ и его спутники исчезли бесследно.
Минуло более тридцати лет, как они улетели. В начале лета 1930 года норвежское промысловое судно «Братвааг» подошло к северному острову Белый. Несколько матросов сошли на берег.
Осматривая остров, в сотне метров от воды они нашли засыпанную снегом лодку с различным снаряжением. На багре моряки с трудом прочли надпись «Андрэ». Там же среди различных вещей был обнаружен и путевой журнал пропавшей экспедиции.
Найденное было передано норвежским ученым, и те, не теряя времени, отправились на остров Белый.
ЧУДО-СНИМКИ
Эта покрытая льдом и снегом земля, как оказалось, стала последним пристанищем воздухоплавателей. Первыми были найдены останки Андрэ. Метров в тридцати от него, под грудой камней, находилась могила Стриндберга. Очевидно, он скончался первым.
Сообщение о том, что обнаружен лагерь Андрэ, всколыхнуло весь мир. Обследования далекого северного острова продолжили соотечественники погибших аэронавтов. Нашли и третьего участника воздушной экспедиции — Кнута Френкеля, а также — походные дневники и, самое удивительное, — не проявленные фотопластинки. Позже в лаборатории их проявили. На них — опустившийся воздушный шар и рядом аэронавты, только что покинувшие гондолу. Эти чудом сохранившиеся снимки и записи в дневниках позволили представить картину произошедшего.
Сначала «Орел» быстро летел на северо-восток, но уже к вечеру первого дня полета шар начал терять высоту. Подняться никак не удавалось. За борт полетели вещи, без которых можно было обойтись. Но и это не улучшило положение.
ТЯЖЕЛЫЙ ПОХОД
Гондола то и дело ударялась о лед. Утром 14 июля Андрэ принял решение совершить посадку. Это после шестидесяти пяти часов полета.
Аэронавты оказались на льду. Теперь им предстоял долгий тяжелый поход к земле. Они тащили за собой трое саней с припасами, шли вперед, а движущийся, дрейфующий, лед относил их назад.
«Я совершенно измучен, — записал Андрэ. — Часто приходится долго кружить между торосами, перебираться через лужи или идти вдоль полыней». Только спустя два месяца путешественники добрались до острова Белого, пустынного, покрытого снегом и льдом.
С этого времени обрываются записи в их дневниках. Что произошло потом, на острове, никто не знает до сих пор, как и причину гибели аэронавтов. Есть только предположения: замерзли, отравились угарным газом от горящего примуса, заболели какой-то тяжелой болезнью. Но это лишь предположения.
Андрэ и его спутникам не удалось достичь Северного полюса, но они первыми попытались добраться до него по воздуху. И в этом их подвиг.
Геннадий Черненко |
Художник Елена Эргардт | |
Страничка автора | Страничка художника |