Ноябрь-декабрь 2013 года
…
Рубрика Вот в чем вопрос
Так зачем же прятали мамонта?
Ответить на этот вопрос помогают подсчеты самых «популярных» персонажей каменного века: примерно 30% составляют лошади, 25 — бизоны, 12 — олени и 10 — мамонты. Все они — пища кроманьонца. Кости этих животных археологи во множестве находят на стоянках. Кроманьонцы селились там, куда каждую весну приходили стада. Животные шли с севера к зеленым лугам и водопоям, чтобы осенью отправиться в обратный путь. Так продолжалось много тысяч лет, и появление человека ничего не меняло в повадках зверей. Кроманьонцы добывали больше пищи, чем им было нужно и, как правило, не голодали. Но кто знал, что будет завтра? Придут ли стада опять?
Человек рисовал то, что ел. Чтобы и дальше есть то, что нарисовано. Мало кто из ученых сомневается: в пещере изображалась просьба, молитва. Кому-то или чему-то давался знак: сделай так, чтоб эти звери и завтра были, пусть они не переводятся никогда. К просьбе «создать» животное время от времени добавлялось пожелание об удачной охоте: 15% зверей показаны ранеными, некоторые изображения хранят следы от ударов копий. Но основная часть рисунков не «испорчена» охотничьей магией. Пусть звери будут. Это главное, о чем просил кроманьонец.
Кто ж являлся адресатом живописной молитвы? Похоже, призыв обращался к земле. Для кроманьонцев земля была домом. Они жили в пещерах, там рождались их дети. Каждую весну из земли появлялись новые растения. И каждую весну приходили стада зверей. Люди не знали — откуда. Проще всего им было предположить, что звери тоже берутся из земли. Земля казалась источником жизни. Всякой — и растительной, и животной. Может быть, кроманьонцы думали, что звери рождаются в толще скал, а потом выходят из стен? Пещерные художники любили рисовать, обыгрывая естественные выступы и расколы. Шероховатый кусок поверхности становился гривой, продолговатый камень — глазом, трещина — изгибом спины. Возможно, рисунок наносили там, где в колеблющемся свете жировых ламп художнику почудился контур зверя. Значит, он где-то здесь и пытается «пробиться» сквозь стену. Рисунок поможет ему родиться. Конечно, если правильно выбирать места, где звери так и норовят вылезать из стен. Пещерный художник по каким-то приметам определял, где лучше нанести рисунок, чтоб он работал. Теперь можно только догадываться, что это были за признаки. Лошадей, например, рисовали там, где гулко звучит эхо, напоминая стук копыт.
Десять тысяч лет назад великая пещерная живопись исчезла. Больше никто не пробирался к середине горы, чтобы запечатлеть оленя или бизона. Рисунки выбрались на открытые скалы и стали похожи на картинки детсадовцев. Настала другая земля. Не без помощи человека кончилось время больших зверей.
И только в глубине гор нарисованная мольба по-прежнему просит их прийти на водопой.
Рената Либина |
Художник Евгений Морозов | Страничка автора | Страничка художника |