Архив журнала для детей Костер

Ноябрь-декабрь 2015 года

Журнал Костер. Ноябрь-декабрь 2015 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Герои неземных стихий

Герои неземных стихий ЛЕТАЮЩАЯ ЧЕТА

Эдуард Лискевиич впервые поднялся в небо 26 апреля 1892 года с Монокотовского поля. «Стечение зррителей, — писал “Варшавский дневник”, — было громмадное: платные места заняли около пяти тысяч человек».

Спутница, воздухоплавательница, парашютистка

Правда это или нет, но, по словам Лискевича, аэронавтом он стал совершенно случайно, заключив однажды пари, что сможет, не имея никакого опыта, подняться на воздушном шаре и прыгнуть с парашютом. Пари Лискевич выиграл и так увлекся после этого воздухоплаванием, что вскоре превратился в профессионального аэронавта-парашютиста.

В середине мая 1892 года он совершил в Варшаве еще один полет. А дальше, подобно своим предшественникам, отправился на полеты в другие города.

Сначала он побывал в Вильне, городе, почему-то особенно привлекавшем странствующих аэронавтов. Лискевич приехал не один. Газета «Виленский вестник» писала: «До сих пор на поприще аэронавтики со спусками при помощи парашютов подвизались лишь мужчины, но теперь начинают это делать и женщины. В недалеком будущем в Ботаническом саду состоится воздушный подъем на аэростате молодой дамы, некой г-жи Жедик».

Молодая дама была спутницей Эдуарда Лискевича, воздухоплавательницей и парашютисткой. Первым полетел Лискевич. Но зрителей пришло в сад так мало, сбор оказался таким мизерным, что воздухоплаватели решили не продолжать полеты в Вильне и переехать в Ковно. Здесь не только Лискевич, но и Жедик поднялась на монгольфьере и прыгнула с парашютом. Два дня спустя в «Ковенских губернских ведомостях» появилась статья под заголовком «Аэронавтка», в которой описывался полет и прыжок отважной воздухоплавательницы. Ковенцы узнали, что она — не только партнерша, но и жена Лискевича.

«Но вот шар стал принимать грушевидную форму, — писал автор статьи, — г. Лискевич, супруг г-жи Жедик, решил, что время отправиться за женой.

— Идет! Идет! — раздались голоса.

Аэронавтка, одетая по-мужски в голубую шелковую одежду, с букетом цветов, под звуки марша грациозно вошла в круг. Начались последние приготовления». Быстро прицепили парашют. Шару дали свободу, и он устремился к небесам.

После спуска Жедик встречали с восторгом. Лискевич снял жену с извозчичьих дрожек и почти бегом увел ее от восторженной толпы, кричавшей «ура!», «браво!», «качать ее!». Духовой оркестр играл туш…

Объявление о полете Эдуарда Лискевича в Риге

Небо зовет!

В конце августа аэронавты прибыли в Ригу. В первом же полете Эдуарда Лискевича из Верманского парка 27 августа едва не произошла катастрофа.

Солдаты с трудом удерживали наполненный монгольфьер. Когда он, наконец, был отпущен, один из солдат зазевался, не отбросил веревку и был поднят в воздух. К счастью, это вовремя заметили другие солдаты. «И не стащи его за ноги товарищи, — писала газета “Рижский вестник”, — дорого обошлась бы ему эта оплошность».

После полета Жедик 30 августа стало известно, что аэронавтку зовут Бронислава, что родом она из Гродненской губернии и летает, как и муж ее, первый год.

В беседе с корреспондентом «Рижского вестника» Бронислава не скрывала, что очень боится спусков на крыши домов. «Я уверена, что у меня не хватит присутствия духа своевременно освободиться от парашюта, — призналась аэронавтка, — и он наверняка сбросит меня вниз. Поэтому для спусков я стараюсь выбрать ровное место».

Объявление о полете Брониславы Жедик в Риге

Супруги поднимались в воздух по очереди. Каждый совершил в Риге по два полета. Третий полет у Брониславы Жедик не удался. Наполнение монгольфьера уже заканчивалось, как вдруг оболочка его с треском разорвалась. Солдаты, державшие шар, с криком шарахнулись в стороны. Повалил черный дым, и оболочка шара упала на горящую печь. Шар успели убрать, он не загорелся, но полет пришлось перенести на другой день.

В июне 1893 года прыжок Лискевича увидели киевляне. На берег Днепра он приехал без Брониславы Жедик. Видно, она оставила аэронавтику, столь богатую опасными происшествиями. Не обошлось без приключения и в Киеве. Лискевич опустился в увеселительный сад, расположенный у обрыва. Парашют зацепился за ограждение, и аэронавт повис над «пропастью». Трудно сказать, как вышел бы он из этого небезопасного положения, не поспеши к нему на помощь посетители сада.

Газета «Киевлянин» писала: «Лискевич не новичок в аэронавтике. Совершенный им третьего июня воздушный полет был сорок вторым в его практике».

Вслед за Жедик оставил воздухоплавание и Эдуард Лискевич. Пожалуй, 1893 год был для него последним, когда он поднимался на воздушном шаре.

Коллаж художника Елены Эргардт


Геннадий Черненко
Художник Елена Эргардт
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»