Ноябрь-декабрь 2022 года
…
Рубрика «Советы Мэри Поппинс»
Наушники на уроке
Письмо:
Я всё люблю делать под музыку: читать, смотреть телевизор, играть, делать уроки, общаться. Под музыку у меня всё получается лучше и быстрее, она очень помогает. Дома уже все с этим согласились, понимают меня. Но в школе никак не объяснить учителям и завучу, что наушник в одном ухе (другим слушаю учителя) никому не мешает, а мне очень нужен. Я лучше усваиваю и запоминаю, когда слышу музыку, которая мне нравится. Почему мне это запрещают, не хотят понять? Как объяснить?
Никита, 13 лет
Привет, Никита!
Очень хорошо понимаю тебя. Для меня музыка в наушниках похожа на коробку с красками для настроения. Я люблю так ездить на велосипеде: включаю плейлист, чтобы менять своё настроение. Вот сейчас я пишу тебе ответ, и у меня тоже играет музыка.
Хочу обратить твоё внимание на две стороны жизни в наушниках.
Первая — социальная. Что чувствует человек, когда с ним разговаривают, не сняв наушники?
Кто-то этого даже не заметит. А те, кто редко их использует, будут реагировать настороженно. Почему? Представь, что собеседник, которому ты что-то рассказываешь, закрывает глаза, утверждая, что ему комфортно именно так. И сидит с закрытыми глазами. А ты совершенно не уверен: то ли он тебя слушает, то ли думает о своём, то ли и вовсе дремлет. Конечно, уши — не глаза, но эффект, оказываемый наушниками собеседника, похожий: человеку кажется, что его слова не так уж и важны для тебя.
Именно поэтому, из уважения к другому человеку, я стараюсь снимать наушники, когда общаюсь. Хотя, как и тебе, иногда мне было бы гораздо легче, если бы в ушах звучала успокаивающая музыка.
Вторая сторона — научная. Действительно ли музыка помогает лучше усваивать информацию? На данный момент нет бесспорных доказательств ни за, ни против такой теории. Всё достаточно индивидуально. Фоновая музыка помогает при монотонной работе или, наоборот, в творческих занятиях. Некоторые хирурги используют фоновую музыку во время операций, а в стоматологическом кабинете музыка помогает не только врачу, но и пациенту. Но этот рецепт подходит не всем. Я бы посоветовала тебе почитать литературу на эту тему, её сейчас много. А потом придумать и провести реальный эксперимент, чтобы проверить, действительно ли фоновая музыка улучшает умственные способности. Сначала на себе, потом с товарищами, а потом, может быть, получится заинтересовать такими изысканиями учителя физики или биологии. Только это должен быть настоящий научный опыт, по всем правилам. Тогда даже завуч заинтересуется важной и увлекательной темой. И, разговаривая с тобой, тоже наденет наушники.