Ноябрь-декабрь 2022 года
…
«Кто хочет жить со мною, должен часто бывать на море!»
Какое из достижений петровской эпохи мы вспомним сразу, едва речь зайдёт о царе-реформаторе? Конечно же флот — любимое детище Петра Великого! Так что неудивительно, что множество разных историй — правдивых и не очень — связаны именно с Петром-моряком. На первом месте среди них — история про маленький ботик, «Дедушку русского флота», который юный царь нашёл когда-то в селе Измайлове под Москвой.
Современники Петра рассказывали, что в юности будущий основатель русского флота боялся большой воды. Но со временем Пётр полюбил мореходство настолько, что не мыслил без него жизни. Сначала Просяной пруд и Яуза, потом Плещеево озеро, потом уже и море – в Архангельске. Научился управлять парусами не хуже любого европейского моряка-профессионала!
Царь хотел, чтобы и вся его семья тоже пристрастилась к морским катаниям, и даже велел сшить для своих родственников (а главным образом родственниц) морскую форму по голландскому образцу. А семейство у царя Петра было большое: вдова его старшего брата царица Прасковья Фёдоровна, три царевны-племянницы, три царевны-сестры, а позже и собственные дети — сын и две дочки!
«Кто хочет жить со мною, должен часто бывать на море!» — так говорил царь-флотоводец. И семья Петра путешествовала вместе с ним по Финскому заливу: каждое лето отправлялись они в морские поездки из Петербурга в Кронштадт и Петергоф.
Но это летом, а что же зимой, когда море замерзает? Отказаться от удовольствия управлять парусным судном? Нет, на это Пётр не мог согласиться! На льду Невы устраивали катание на буерах — парусных судах, поставленных на особые коньки. Буера существуют и в наши дни – это современные спортивные суда на лыжах, которые при хорошем ветре могут разогнаться по льду до огромной скорости. Ну а в петровское время просто ставили небольшие боты и лодки на полозья. Чтобы можно было безопасно лавировать по невскому льду, его расчищали от снега и торосов — торчащих вверх обломков льдин.
На такие катания Пётр Великий обязательно приглашал гостей морской столицы — иностранных шкиперов, чьи корабли зимовали в Петербурге. Бывали здесь и послы разных стран, жившие в новой столице России.
«Мы плаваем по льду, чтобы зимою не забыть морских экзерсиций*», — так объяснял царь своё увлечение зимними парусными гонками. На это один голландский шкипер ответил: «Нет, царь Пётр, уж ты-то не забудешь! Я думаю, ты и во сне всё флотом командуешь!»
*Упражнений. — Прим. ред.