Февраль 2010 года
…
Интерьер — пространство души
Во многих картинах встречается изображение внутренних архитектурных пространств, служащих фоном для портрета или некоего действия. Но эти пространства могут стать и основным сюжетом произведения. Не зря философ Гегель назвал интерьер своеобразной одеждой человека. Термином «интерьер» (от франц. interieur — «внутренний») обозначаются изображения комнат, залов, промышленных цехов и т. д., и, соответственно, сами произведения искусства этого жанра. Живопись интерьера может стать своеобразным «иносказательным портретом». Это не самый распространенный жанр живописи, но, тем не менее, способный передавать и настроение художника, и черты своего времени.
На картине крепостного живописца Г. Сороки изображен кабинет его барина Николая Петровича Милюкова в его имении Островки Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. Некрашеные полы, потолок и стены, длинные диваны создают атмосферу тепла и уюта. Интерьер украшен в соответствии со вкусом своего владельца — достаточно образованного и любящего комфорт человека.
А. Тыранов был одним из наиболее одаренных учеников великого Венецианова. За свои интерьеры Зимнего дворца, выполненные по всем правилам перспективы и с учетом освещения и поражающие роскошью и великолепием, Тыранов получил малую, а потом большую золотую медаль Императорской Академии художеств.
Работа С. Виноградова «В доме» отличается светлым жизнерадостным настроением, которое подчеркивается природой, словно свободно «втекающей» в пространство комнаты.
Трагическое напряжение начала XX-го века и личная драма художника отразились в картине «Красная мебель» Р. Фалька, одного из активных членов общества «Бубновый валет». Красный цвет ассоциируется с опасностью и трагедией, с пролитой кровью, иногда со страстью и любовью. Предметы воздействуют не только символическим смыслом (мебель выкрашена в кричащий цвет революционных лозунгов), но огромным зарядом внутренней энергии красок.
Масштабная картина историко-философского плана, задуманная П. Кориным, «Русь уходящая», так и не была воплощена мастером. К ней было создано большое количество подготовительных этюдов, представляющих самостоятельный интерес. Один из них — интерьер Успенского собора Московского Кремля. А для изображения современного технического помещения художник использует жесткие ритмы и яркие «кричащие» цвета.
Г. Сорока. «Кабинет дома в Островках в имении Милюковых», 1844 г. |
А. Тыранов. «Внутренний вид Большой церкви Зимнего дворца» 1829 г. |
С. Виноградов. «В доме», 1911 г. |
Р. Фальк. «Красная мебель», 1920 г. |
П. Корин. «Интерьер Успенского собора в Московском Кремле (с паникадилом)», 1936 г. |