Февраль 2010 года
…
НЕБЕСНЫЕ АКРОБАТЫ
Уже на заре авиации находились смельчаки, выбиравшиеся в полете на крыло аэроплана. А некоторые даже садились на край крыла, свесив ноги над бездной. Известно также, что во время Первой мировой войны мотористам русских самолетов-гигантов «Илья Муромец» не раз приходилось по крылу добираться до поврежденного мотора, чинить его, а затем таким же путем возвращаться в кабину.
ГОЛЬФ НА КРЫЛЕ
Быть может, подобные случаи и стали началом появившегося в 20-е годы прошлого века нового, удивительного цирка под куполом неба. Родился он в США, стране, в которой всегда ценились отчаянная смелость, риск, смертельно опасные трюки и поразительные рекорды.
На необыкновенные воздушные шоу, особенно в небольших провинциальных городах, собирались тысячи американцев, любителей острых ощущений. Надо было иметь крепкие нервы, чтобы хладнокровно наблюдать за головоломными трюками. Слабонервных же, случалось, увозили отсюда прямо в больницу.
Да и было от чего испытать настоящий шок. Бесстрашные акробаты перескакивали с одного самолета на другой, летевший рядом. Они спокойно прогуливались по верхнему крылу биплана с завязанными глазами. Играли на крыле в «жмурки» и гольф, ухитряясь посылать мяч с самолета на самолет. На трапеции, висящей под самолетом, проделывали головокружительные упражнения. Некоторые, чтобы еще больше усложнить номер, надевали себе на голову черный мешок.
Жизнь воздушных акробатов поистине висела на волоске. В 1924 году многие газеты и журналы мира сообщили об опасном приключении, пережитом американской акробаткой Розалией Гертон в небе Техаса.
СПАСЕНИЕ АКРОБАТКИ
Она поднялась в воздух со своим партнером, выступавшим под псевдонимом Дьяволо. После акробатического номера Розалия бросилась вниз с парашютом. Но произошло непредвиденное: парашют зацепился за фюзеляж, и девушка повисла под самолетом. Тогда Дьяволо перебрался на шасси машины и попытался притянуть Розалию к себе. Ему это, однако, не удалось, не хватило сил, поскольку слишком много энергии было затрачено им на исполнение трюков.
Пять тысяч зрителей, собравшихся внизу, с волнением наблюдали за воздушной драмой. Напряжение достигло предела, когда в воздух поднялся еще один самолет. На верхнем крыле его стоял летчик-акробат Фредди Ланд. В тот момент, когда машины сблизились, он схватился за стойку самолета Розалии. В следующую секунду Ланд уже перескочил на крыло, а оттуда — на ось шасси.
Увы, и вдвоем с Дьяволо они не смогли поднять акробатку. Теряя последние силы, Ланд добрался до кабины, сел за штурвал самолета, а пилот полез на шасси. Ему посчастливилось зацепиться носком сапога за пояс Розалии. Акробатка тотчас ухватилась за ногу своего спасителя и вскоре уже находилась в самолете.
Но бывали и другие случаи, с трагическим финалом. Например, 11 мая 1930 года при переходе по веревочной лестнице с самолета на самолет погиб замечательный немецкий акробат Гундертмарк.
ТРАГИЧЕСКИЙ ТРЮК
Этот артист небесного цирка отличался необычайной смелостью даже среди своих бесстрашных собратьев по искусству. В тот роковой день на аэродроме в Дюссельдорфе собралось огромное число зрителей, пришедших посмотреть выступление своего любимца, неустрашимого Гундертмарка.
Трюк с переходом по лестнице был финальным. Как это получилось, неизвестно, но, двигаясь по лестнице, акробат запутался в веревках и повис вниз головой. Высвободить ноги и вернуться на самолет ему никак не удавалось. Пилот самолета видел из кабины, в какое отчаянное положение попал акробат, но помочь ему был не в силах.
Толпа на летном поле, не понимая, что происходит в воздухе, бешено аплодировала. Только спустя несколько минут на земле заподозрили неладное. Аплодисменты сменились гробовым молчанием, затем криками ужаса. А самолет все кружил и кружил над аэродромом.
Срочно вызванные пожарные протянули внизу большую сетку. Надеялись, что подведя близко к земле, пилот обрежет веревочную лестницу, и акробат благополучно упадет в сеть. Но нет, летчик не смог дотянуться до лестницы.
Уже целый час Гундертмарк висел вниз головой. От прилива крови он потерял сознание. Горючее кончалось, и пилот был вынужден идти на посадку. С выключенным мотором, планируя, он подвел машину к взлетно-посадочной полосе аэродрома с самой малой скоростью. Но акробат все равно грузно упал на полосу, и самолет поволок бесчувственное тело по земле.
ШКОЛА ДЛЯ ОТЧАЯННЫХ
Когда Гундертмарка высвободили из веревок, он еще чуть дышал. Его немедленно доставили в больницу. Там он и скончался несколько часов спустя.
С тех пор прошло много лет. Авиация сделала невероятные успехи. Но воздушный цирк не исчез и, наверное, никогда не исчезнет. В современной Америке воздушные представления — не редкость.
На воздушном празднике, устроенном в городе Питтсбурге, летчик-каскадер Франк Толлман решил прокатиться на крыле самолета. Акробат стоял, привязанный к специальной опоре на верхнем крыле небольшого самолета, совершавшего фигуры высшего пилотажа. «Мне просто хотелось узнать, как чувствует себя человек при такой езде», — говорил он.
В воздушных представлениях участвуют и женщины. В 1965 году в США, недалеко от Лос-Анджелеса, была открыта школа небесной акробатики специально для женщин, пожелавших освоить это смертельно опасное искусство. И таких нашлось немало.
А совсем недавно совершил полет, стоя на верхнем крыле небольшого биплана, английский школьник, 8-летний Тайгер Бревер. Машиной управлял дедушка Тайгера. Самолет летел на высоте 175 метров, со скоростью 200 километров в час. Этим полетом был побит прежний рекорд, принадлежавший другому мальчишке, 11-летнему Гаю Мэйсону. Да, удивительный народ — небесные акробаты!
Геннадий Черненко |
Художник Елена Эргардт | Страничка автора | Страничка художника |