Архив журнала для детей Костер

Февраль 2013 года

Журнал Костер. Февраль 2013 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


«Джипси Мот»

Когда Фрэнсис Чичестер — бывалый английский летчик и яхтсмен — задумал совершить на крошечной яхте, в одиночку кругосветное плавание, ему было уже почти 65 лет. Правда, и до него предпринимались подобные одиночные плавания. Но Чичестер задумал переплыть три океана в рекордно короткий срок.

К мысу Доброй Надежды

Героический рейс одиночки начался в порту Плимут 27 августа 1966 года. Яхта «Джипси мот» (это название небольшой бабочки) должна была, плывя по Атлантическому океану, выйти к южной оконечности Африки, мысу Доброй Надежды. Сначала она проходила по 130 миль в день. И так продолжалось довольно долго. Но в районе тропиков наступила полоса затишья, скорость яхты значительно упала.

Фрэнсис Чичестер - Магеллан нашего времени

17 сентября Фрэнсис Чичестер отметил в Атлантическом океане свое 65-летие. Он облачился в парадный жилет и с радостью принимал по радио поздравления от родных и друзей. «Но дьяволы тоже не дремали, — рассказывал он. — Неизвестно откуда налетевший шквал пытался испортить мне настроение, тем более что я после выпитого шампанского был не очень-то ловок при уборке парусов».

В свое долгое путешествие Чичестер взял большую кипу старых газет и каждый день прочитывал очередную, «свежую» газету. Любитель классической музыки, он по субботам позволял себе удовольствие послушать музыку Баха или Бетховена.

На 55-й день плавания Чичестер добрался до мыса Доброй Надежды. Позади осталось почти 8 тысяч морских миль или около 14 тысяч километров. Дальше предстояло пройти коварный Индийский океан. Как раз тут и встретил отважного мореплавателя первый шторм.

Яхта «Джипси мот» перед уходом в историческое плавание

Бороться до конца

Шторм бушевал более суток. Короткая передышка, и — новый ураган, еще более свирепый. «Волны, кругом волны, пожалуй, не менее 100 футов (более 30 метров) высотой», — сообщил по радио Чичестер. Он вспоминал, что в этом аду, где вода, казалось, смешалась с небом, он вдруг почувствовал острый приступ одиночества. По его словам, «оно схватило за горло своими железными пальцами».

Так, в почти непрерывной борьбе с морской стихией, Фрэнсис Чичестер преодолел около 10 тысяч миль. Шел 70-й день странствия. Кончалась питьевая вода, и приходилось запасать дождевую.

«Джипси мот» среди океана

Погода недолго баловала мореплавателя, а затем опять испортилась. Пять суток яхта взлетала на гигантских волнах, то падала в пропасть. «Я лежал на спине, совершенно измученный, ожидая, что следующая волна захлестнет яхту и разобьет на куски, — рассказывал Чичестер. — Временами я чувствовал, что теряю рассудок». Не хватало времени на сон и еду. И все же он упрямо радировал: «Я буду бороться до конца!» 12 декабря 1966 года, на 107-й день плавания, Чичестер достиг Сиднея в Австралии — первой и единственной остановки на его маршруте.

Проклятый "Мыс Бурь"

Маршрут кругосветного путешествия Фрэнсиса Чичестера

Чичестер пробыл в Сиднее больше месяца, ремонтируя яхту, и 29 января 1967 года опять вышел в море. Оставалось пройти еще, ни много ни мало, 15 тысяч миль через Тихий и Атлантический океаны. Самым грозным местом на этом пути был, конечно, мыс Горн у Южной Америки.

В радиограммах Чичестера то и дело встречались слова: «Ожидаю шторма», «Вокруг меня форменный ад», «Отчаянная качка». И вот — мыс Горн, «Мыс бурь», проклятый всеми моряками, одинокая черная скала. Наступило 20 марта. «Кругом стоял оглушительный рев урагана, какой бывает только здесь, у мыса Горн, перекатывались огромные волны», — вспоминал Чичестер.

За двое ужасных суток он ел один или два раза. Наконец страшный мыс остался позади, и «Джипси мот» снова вошла в Атлантический океан.

Со всех концов Англии, а также из других стран в Плимут на встречу с отважным путешественником съехались более полумиллиона человек. Однако прибытия «нового Магеллана» пришлось ждать еще целую неделю.

И вот, наконец, ставшая теперь исторической яхта «Джипси мот» появилась на горизонте. Это произошло 28 мая 1967 года. На поход вокруг Земли Фрэнсис Чичестер затратил 226 дней, примерно на шесть дней больше, чем он планировал. Но все равно это был рекорд.

Почтовая марка, выпущенная в честь Фрэнсиса Чичестера

«Я что-нибудь придумаю»

Орудия старинной береговой крепости дали салют девятью залпами. Возвращение Чичестера с победой освещали более тысячи журналистов, прибывших в Англию из многих стран мира. А в Гринвиче его встречала сама королева.

Он издал книгу, в которой подробно рассказал о всех своих приключениях — воздушных и морских. А их в его жизни было немало. В одном из интервью на вопрос, собирается ли он предпринять еще какое-либо путешествие, Чичестер ответил: «Я что-нибудь обязательно придумаю». И неутомимый путешественник действительно придумал.

Прошло менее четырех лет после возвращения из кругосветного плавания, как 69-летний Фрэнсис Чичестер обзавелся новой яхтой, и вновь ветер странствий позвал его в дальний путь.

Он отправился через Атлантический океан, снова в одиночку, но уже из африканского порта Бисау, а финишировал спустя три недели в никарагуанском порту Хуан-дель-Норте. Плавание оказалось чрезвычайно трудным.

Однажды журналисты попросили Чичестера сказать в двух-трех фразах самое главное о его историческом путешествии. «Для этого не хватило бы и полсотни фраз, — ответил мореход. — Могу лишь посоветовать: если хотите жить полной жизнью — путешествуйте!»


Геннадий Черненко
Художник Елена Эргардт
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»