Архив журнала для детей Костер

Февраль 2013 года

Журнал Костер. Февраль 2013 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


И эхо таинства за шелестом кулис…

И эхо таинства за шелестом кулис… Как зарождался русский театр

У истоков самого древнего — античного — театра стояли поэты. У истоков позднейшего европейского — актеры. А вот был театр, у истоков которого стояли… купцы. И это был — русский театр.

Европейский театр измеряет свою историю тысячелетиями. Русскому — всего три столетия. Первые театры на Руси разрешил строить царь Алексей Михайлович — а это конец XVII века. До того по Руси бродили скоморохи, игрецы на разных инструментах, шуты, певцы. Но их объявляли «бесовскими детьми», преследовали. Лишь при Петре Первом скоморохов уже никто не гнал, а театры строились. Собственный частный театр имела даже сестра царя — Наталья Алексеевна.

Федор Волков. Первый русский актер

В начале XVIII века в Москве и в некоторых других городах работало больше десятка театров. Но вот играли в них в основном иностранцы. В России еще не было ни школ театральных, ни педагогов. И хлынул к нам поток иностранных трупп — итальянских, французских, немецких. Труппы были драматические, оперно-балетные, все высококлассные. Заключив с городскими властями договор на гастроли — ангажемент, они порой проводили в России несколько лет, а некоторые даже были зачислены как придворные труппы на жалованье в Театральную дирекцию. Но представления свои они давали на иностранных языках для придворного зрителя. А как же народ? В народе театр любили — на ярмарках толпы стояли возле балаганов.

Целью создать русский профессиональный театр задалась в 1750-х годах императрица Елизавета Петровна. Она повелела узнать, в каком городе есть достойная частная русская труппа. Дошли слухи, что есть весьма достойный частный театр в городе Ярославле, и руководит этим театром Федор Волков. А сам Волков — человек купеческого звания, оставивший семейное дело ради театра.

Вскоре выписана была труппа Волкова в Петербург. Посмотреть ее велено было драматургу Сумарокову. А тот руководил любительской труппой в Сухопутном шляхетном кадетском корпусе, столь неплохой, что на представления приезжала сама императрица. Сумароков нашел, что ярославцы достойны играть в столице, но неплохо бы им еще актерскому искусству поучиться. И императрица велела труппу Волкова определить в Шляхетный корпус кадетами, чтобы вместе с обучением военному делу набирались они актерского опыта в кружке Сумарокова.

В 1756 году курс обучения в корпусе был закончен. Тут же вышел указ императрицы — учредить в Петербурге «Российский для представления комедий и трагедий публичный театр» и сделать директором его Александра Сумарокова, а актерами руководить назначить Федора Волкова. Вскоре столица узнала не только имя Федора Волкова, но имена его соратников — артистов Ивана Дмитревского, Якова Шумского, Алексея Попова… С 1756 года и ведет отсчет история русского театра.

Кружок Сумарокова

Юрий Кружнов
Художник Елена Эргардт
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»