Март 2011 года
…
И эхо таинства за шелестом кулис…
27 марта — Международный день театра
Какая связь между блеяньем козла и древнегреческим театром? Среди ритуальных празднеств в честь богов у издавна населявших Грецию народов — эллинов — главными считались «дионисии» — торжества в честь бога Диониса, бога винограда, веселья и счастья. Дионисии устраивались четыре раза в год — весной, летом, осенью и зимой. Неся корзины с виноградом, волоча бурдюки с молодым вином, огромные толпы народа, распевая песни и танцуя, совершали торжественное шествие к храму Диониса. В храме оставляли дары и приносили в жертву козлов. Иногда этих жертвенных козлов было несколько десятков, и когда они сопровождали шествие, местность оглашалась громким блеяньем — последней песнью перед закланием. Это блеянье, эту козлиную песнь греки называли «трагедос», от слова «трагес» — козел. От этого слова много-много позже родилось слово «трагедия» — так стали называть пьесы, где герои гибнут по предопределению судьбы.
Множество трагедий создали древнегреческие драматурги, но поскольку это было очень давно, а печатать книги тогда не умели, то до наших дней сохранилось всего несколько десятков, зато самые замечательные. Их переписывали от руки и не переставали ставить спустя тысячелетия после их создания. Только три драматурга-трагика удостоились того, что пьесы их дошли до нас целиком — это Эсхил, Софокл и Еврипид.
Почти одновременно с трагедией родилась в Греции комедия. Над чем же смеялись греки, жившие 2500 лет назад? Над торговцами, ростовщиками, ленивцами и мошенниками, над неумелыми драматургами, над неудачниками-врагами, над философами, витающими в облаках, даже над богами. Древнегреческая комедия избрала своим «инструментом» насмешку, карикатуру, сатиру. Самые замечательные комедии писал Аристофан — единственный из комедиографов, произведения которого дошли до нас целиком. В его комедиях мы и сейчас найдем много смешного. Они все так же остры, как и три тысячелетия назад. Ведь людские пороки — явление обычное во все времена.
Зато не совсем обычным показался бы нам сегодня характер древнегреческого театрального представления. Во-первых, все актеры играли в одинаковых костюмах — хитонах. Чтобы издали казаться крупнее, они ходили на «котурнах» — сандалиях на высокой деревянной подошве. А поскольку актерская мимика была плохо заметна с дальних рядов, то актеры надевали маски, соответствующие характеру персонажа — Злодей, Воин, Правитель, Раб (и так далее). Во-вторых, говорили актеры нараспев (это называлось «декламация») — ведь пьесы писались стихами. Понятие «актерская игра» было очень условно. Древнегреческие пьесы были лишены сценического действия, персонажи, жестикулируя, «завывая» или смеясь, рассказывали, что с ними произошло, какой они только что совершили поступок, какое событие случилось по ходу спектакля. Действия и даже чувства персонажей комментировал «хор», постоянно присутствовавший на сцене. На сцену актеры выходили из специальной постройки, называемой «скена» (от этого слова и произошло позже слово «сцена»). Драматурги часто сами участвовали в представлении.
Юрий Кружнов |
Художник Елена Эргардт | Страничка автора | Страничка художника |