Март 2013 года
…
ПАР И ПАРУСА
К началу XIX века в судостроении начался «век пара».
Первые пароходы приводились в движение с помощью гребных колес с огромными лопастями-плицами. Колеса размещались по бортам корабля. В XIX веке почти все пароходы в дополнение к машинам несли
Пароходо-фрегат «Владимир» |
С одной стороны, удобство парохода было очевидным — корабль перестал зависеть от ветра. Однако была и сложность — большое колесо было удобной мишенью для вражеских орудий, а с поврежденными колесами корабль не мог маневрировать. Поэтому военные моряки быстро отказались от колесных пароходо-фрегатов в пользу кораблей с гребными винтами. Повредить винты, находившиеся глубоко в воде под кормой корабля, было значительно сложнее.
Первый русский пароход «Елизавета». 1815 г. |
Эти новые винтовые корабли внешне отличались от старых линейных кораблей и фрегатов только наличием невысоких дымовых труб. Паруса уцелели даже у более поздних железных военных кораблей — броненосцев и крейсеров.
Императорская колесная яхта «Держава» на картине художника-мариниста М. С. Ткаченко |
Гораздо дольше военных пароходо-фрегатов просуществовали пассажирские колесные суда. Скорость и маневренность для них были не так важны, важнее было удобство пассажиров. А судно с гребными колесами было шире винтового и поэтому меньше подвергалось качке. Над широкими колесами можно было устроить дополнительные помещения и перевезти больше пассажиров и груза. Еще дольше — до середины двадцатого столетия — прожили речные колесные пароходы, применявшиеся для буксировки барж. Они не только трудились на перевозках грузов, но и сражались в Великой Отечественной войне. Две канонерские лодки Волжской флотилии, отличившиеся в Сталинградской битве — «Усыскин» и «Чапаев» — были переоборудованы именно из таких пароходов.
Английский пассажирский колесный пароход «Грейт Уэстерн» | Русский винтовой фрегат. 1860-е годов |
Канонерская лодка «Чапаев» | Канонерская лодка «Усыскин» |