Архив журнала для детей Костер

Март 2016 года

Журнал Костер. Март 2016 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»





Выставка книжной графики Елены Эргардт

«У КАЖДОЙ КНИЖКИ СВОЙ ХАРАКТЕР»

Так называется выставка замечательного петербургского художника, известного книжного графика Елены ЭРГАРДТ. Выставка представлена в Белом зале Детской библиотеки истории и культуры Петербурга, на ул. Марата, 72 (филиал № 2 Центральной Городской Детской Библиотеки им. А. С. Пушкина). Мы побывали на открытии и побеседовали с художником.

— Елена, скажите, пожалуйста, а почему Вы выбрали для выставки такое название?

— В том, что у каждой книжки — свой характер, я убеждаюсь всякий раз, когда начинаю работу над новой книгой. На этой выставке представлены иллюстрации к книгам четырех петербургских авторов, произведения которых по праву можно считать «золотым фондом» детской литературы. У каждой книги своя история рождения, свое лицо, и мои встречи с ними тоже не похожи. Иногда — это встреча-приключение, иногда — встреча-воспоминание, встреча-игра, но всегда и непременно одно, это — Радость.

— Давайте расскажем нашим читателям о представленных на выставке книгах.

удовольствием! Летом 2014 года наконец увидела свет книга Святослава САХАРНОВА «Леопард и Черепаха». Моя работа над сборником началась с последней по написанию и самой неожиданной (даже для самого автора) повести «Странный Гость Леопарда и Черепахи». Перья и кисти Книга о путешествии в иной мир, которое происходит с неким Гостем. Для меня было загадкой, как у Сахарнова — моряка и натуралиста, всегда и с удовольствием пишущего о природе, могла возникнуть такая тема, такой персонаж? Ответ нашелся в процессе рисования: уже давно не путешествующий, Святослав Владимирович захотел вновь испытать азарт первооткрывателя. Задача для художника была сложной: «Странный Гость Леопарда и Черепахи» — это сказка в сказке, шкатулка в шкатулке. Ключиком стали великолепные картины Анри Руссо. В узор пышной флоры вплетаются фантастические существа — именно такими я и увидела иллюстрации к «Странному Гостю». Работа над книгой стала настоящим путешествием в неизведанное.

Иллюстрации к книге Святослава Сахарнова «Леопард и Черепаха» (СПб. : Петроглиф, 2014)

— А как Вы работали над книгой Генриха Тумаринсона «Пожалейте крокодила»?

— Книга Генриха Сауловича ТУМАРИНСОНА «Пожалейте крокодила» — одна из книг проекта Петербургского благотворительного фонда AdVita и детских писателей Санкт-Петербурга. Она адресована детям, которых автор называл не иначе как «эксперты». Шестнадцать ярких иронических стихотворений, и во всех представлены животные. Испытующе глядя на меня, Генрих Саулович спросил: «А как Вы думаете, еж в одном стихотворении и в другом — это разные ежи или один и тот же?» «Конечно, разные!» — выпалила я. Так началась наша работа. Все звериные образы сначала тщательно сверялись по энциклопедиям, и уж только потом обогащались характером. Стихи Тумаринсона обладают удивительным свойством: они могут раскручиваться волшебным клубком, катиться и петлять среди самых неожиданных ассоциаций. Так, в стихотворении «Питон» главный герой получает окраску в виде цифр, измеряющих его длину, сова кричит ночью в мегафон, а петух считает мух на счетах из гороха. Я старалась сделать рисунки краткими и емкими. Очень надеюсь, что эта небольшая книжка поможет маленькому читателю мыслить нестандартно, слушать и слышать стихи.

Иллюстрации к книге Генриха Тумаринсона «Пожалейте крокодила» (СПб. : Помогать легко, 2013)

— Есть ли особенности у работы художника над сказками?

— Сказки Николая БОРОВКОВА «Честное великанское» точнее всего для меня определяет эпитет — «ладные». Все в них по мерке, повествование неспешное, вдумчивое. Кажется, сидит автор на берегу спокойной реки и ведет сказание — именно так хочется называть эти сказки. Николай Юрьевич уважительно относится к сказочному миру. Даже вымысел иллюстратора для него — земля неприкосновенная. Николай Боровков — драматург и режиссер театра кукол. А кукольники-люди особенные. Они знают, где остается детство, когда дети вырастают. За ширмой. И только их волшебные руки могут достать старые игрушки, воспоминания, добрых друзей, только они способны вернуть вам детство. Так и появились руки над ширмой на каждом шмуцтитуле и руки-буквицы, а на форзацах ствол дуба превращается в опущенный занавес. Хотелось поддержать тему театральности, представления. Лоскутность и гротеск показались мне теми приемами, которые могли бы представить эти сказки — фантазию, выросшую из привычного. Вот и портрет автора в конце книги и увиделся мне таким: на узорчато-синем сказочном фоне летают белые вороны, а на зеленом столе, как на траве, среди цветных осенних листьев лежит листок из письма друга.

Иллюстрации к книге Николая Боровкова «Честное великанское» (СПб. : Мой учебник, 2014)

— А какое настроение было у Вас от книги Михаила Яснова?

— Книга Михаила ЯСНОВА «Первый "А" от А до Я» — радостная и легкая. И рисовалась она легко и радостно, потому что стихи Михаила Яснова просты и понятны, какими могут быть только очень хорошие стихи! Эта книга — мудрая шпаргалка для первоклассника, вступающего в неизвестную школьную жизнь. Потом, во втором классе, все будет ему знакомо, и можно будет посмеяться над своими страхами, а пока очень важно с добрым юмором рассказать ему о первом школьном годе, о будущих радостях и возможных огорчениях, о взрослении и даже о первой любви! Когда я стала делать рисунки к этой книжке, я вдруг поняла, что мне очень хочется передать ее современность и в то же время какую-то ностальгическую нотку. Так придумалась смешанная техника: цветная аппликация и черно-белая графика. Форзацы выполняют роль зеленой классной доски — там нашлось место для веселых скороговорок и шаржей. Детские персонажи намеренно сделаны без явных признаков современности. Они для меня просто дети на все времена. Думается, такими и хотел их видеть замечательный поэт Михаил Яснов!

— Какой совет Вы можете дать начинающим художникам-иллюстраторам?

— У каждой книжки должно быть свое лицо, свой характер. Этому правилу я стараюсь следовать. Насколько удачно получается — судить зрителям!



Иллюстрации к книге Михаила Яснова «Первый “А” от А до Я» (СПб. : ДЕТГИЗ, 2015)



Художник Елена Эргардт   Страничка художника

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»