Март 2016 года
…
«У КАЖДОЙ КНИЖКИ СВОЙ ХАРАКТЕР»
Так называется выставка замечательного петербургского художника, известного книжного графика Елены ЭРГАРДТ. Выставка представлена в Белом зале Детской библиотеки истории и культуры Петербурга, на ул. Марата, 72 (филиал № 2 Центральной Городской Детской Библиотеки им. А. С. Пушкина). Мы побывали на открытии и побеседовали с художником.
— Елена, скажите, пожалуйста, а почему Вы выбрали для выставки такое название?
— В том, что у каждой книжки — свой характер, я убеждаюсь всякий раз, когда начинаю работу над новой книгой. На этой выставке представлены иллюстрации к книгам четырех петербургских авторов, произведения которых по праву можно считать «золотым фондом» детской литературы. У каждой книги своя история рождения, свое лицо, и мои встречи с ними тоже не похожи. Иногда — это встреча-приключение, иногда — встреча-воспоминание, встреча-игра, но всегда и непременно одно, это — Радость.
— Давайте расскажем нашим читателям о представленных на выставке книгах.
удовольствием! Летом 2014 года наконец увидела свет книга Святослава САХАРНОВА «Леопард и Черепаха». Моя работа над сборником началась с последней по написанию и самой неожиданной (даже для самого автора) повести «Странный Гость Леопарда и Черепахи». Книга о путешествии в иной мир, которое происходит с неким Гостем. Для меня было загадкой, как у Сахарнова — моряка и натуралиста, всегда и с удовольствием пишущего о природе, могла возникнуть такая тема, такой персонаж? Ответ нашелся в процессе рисования: уже давно не путешествующий, Святослав Владимирович захотел вновь испытать азарт первооткрывателя. Задача для художника была сложной: «Странный Гость Леопарда и Черепахи» — это сказка в сказке, шкатулка в шкатулке. Ключиком стали великолепные картины Анри Руссо. В узор пышной флоры вплетаются фантастические существа — именно такими я и увидела иллюстрации к «Странному Гостю». Работа над книгой стала настоящим путешествием в неизведанное.
— А как Вы работали над книгой Генриха Тумаринсона «Пожалейте крокодила»?
— Книга Генриха Сауловича ТУМАРИНСОНА «Пожалейте крокодила» — одна из книг проекта Петербургского благотворительного фонда AdVita и детских писателей Санкт-Петербурга. Она адресована детям, которых автор называл не иначе как «эксперты». Шестнадцать ярких иронических стихотворений, и во всех представлены животные. Испытующе глядя на меня, Генрих Саулович спросил: «А как Вы думаете, еж в одном стихотворении и в другом — это разные ежи или один и тот же?» «Конечно, разные!» — выпалила я. Так началась наша работа. Все звериные образы сначала тщательно сверялись по энциклопедиям, и уж только потом обогащались характером. Стихи Тумаринсона обладают удивительным свойством: они могут раскручиваться волшебным клубком, катиться и петлять среди самых неожиданных ассоциаций. Так, в стихотворении «Питон» главный герой получает окраску в виде цифр, измеряющих его длину, сова кричит ночью в мегафон, а петух считает мух на счетах из гороха. Я старалась сделать рисунки краткими и емкими. Очень надеюсь, что эта небольшая книжка поможет маленькому читателю мыслить нестандартно, слушать и слышать стихи.
— Есть ли особенности у работы художника над сказками?
— Сказки Николая БОРОВКОВА «Честное великанское» точнее всего для меня определяет эпитет — «ладные». Все в них по мерке, повествование неспешное, вдумчивое. Кажется, сидит автор на берегу спокойной реки и ведет сказание — именно так хочется называть эти сказки. Николай Юрьевич уважительно относится к сказочному миру. Даже вымысел иллюстратора для него — земля неприкосновенная. Николай Боровков — драматург и режиссер театра кукол. А кукольники-люди особенные. Они знают, где остается детство, когда дети вырастают. За ширмой. И только их волшебные руки могут достать старые игрушки, воспоминания, добрых друзей, только они способны вернуть вам детство. Так и появились руки над ширмой на каждом шмуцтитуле и руки-буквицы, а на форзацах ствол дуба превращается в опущенный занавес. Хотелось поддержать тему театральности, представления. Лоскутность и гротеск показались мне теми приемами, которые могли бы представить эти сказки — фантазию, выросшую из привычного. Вот и портрет автора в конце книги и увиделся мне таким: на узорчато-синем сказочном фоне летают белые вороны, а на зеленом столе, как на траве, среди цветных осенних листьев лежит листок из письма друга.
— А какое настроение было у Вас от книги Михаила Яснова?
— Книга Михаила ЯСНОВА «Первый "А" от А до Я» — радостная и легкая. И рисовалась она легко и радостно, потому что стихи Михаила Яснова просты и понятны, какими могут быть только очень хорошие стихи! Эта книга — мудрая шпаргалка для первоклассника, вступающего в неизвестную школьную жизнь. Потом, во втором классе, все будет ему знакомо, и можно будет посмеяться над своими страхами, а пока очень важно с добрым юмором рассказать ему о первом школьном годе, о будущих радостях и возможных огорчениях, о взрослении и даже о первой любви! Когда я стала делать рисунки к этой книжке, я вдруг поняла, что мне очень хочется передать ее современность и в то же время какую-то ностальгическую нотку. Так придумалась смешанная техника: цветная аппликация и черно-белая графика. Форзацы выполняют роль зеленой классной доски — там нашлось место для веселых скороговорок и шаржей. Детские персонажи намеренно сделаны без явных признаков современности. Они для меня просто дети на все времена. Думается, такими и хотел их видеть замечательный поэт Михаил Яснов!
— Какой совет Вы можете дать начинающим художникам-иллюстраторам?
— У каждой книжки должно быть свое лицо, свой характер. Этому правилу я стараюсь следовать. Насколько удачно получается — судить зрителям!