Апрель 2008 года
…
Розы, лодки и бетон
Про сверхпрочный строительный материал железобетон слышали, конечно, все. А вот о том, что его изобретали фактически трижды, знают немногие.
Официальная биография железобетона начинается с парижского садовника Жозефа Монье. Он разводил розы и тюльпаны в длинных бетонных ящиках. Концы их обычно опирались на подставки, и нередко эти ящики в середине ломались. Однажды Монье попались под руку несколько железных прутьев. Недолго думая, он сунул их в сырую бетонную массу. Какова же была его радость, когда новые цветочные ящики оказались намного прочнее старых! Садовник оказался весьма сообразительным человеком и поспешил взять патент на свое изобретение. Это случилось в 1867 году. Окрыленный удачей, Монье забросил порядком надоевшие ему цветочные горшки и принялся лихорадочно изобретать. Через год он получил патент на изготовление железобетонных труб и резервуаров, а в 1877 году — на изготовление железнодорожных шпал. В 1855 году Монье продал право на свои изобретения, и с тех пор железобетон стал широко применяться в строительстве.
Однако за семнадцать лет до Монье идея соединить металлическую сетку с цементным раствором пришла в голову французу Ламбо. Он даже сделал из этого материала лодку, которая как чудо техники экспонировалась на Всемирной выставке в Париже в 1854 году. Любопытные посетители подолгу простаивали у экспоната, но специалисты (как это часто бывало в истории изобретений) интереса к диковинке не проявили, и о лодке вскоре забыли.
В 1861 году была напечатана книга опять же французского ученого Коанье, в которой он описал несколько конструкций из бетона с металлической сеткой. Однако и на этот раз на железобетон не обратили внимания.
Справедливость была восстановлена лишь спустя сто лет: в 1950 году во Франции было отмечено столетие рождения железобетона, и тем самым был утвержден приоритет Ламбо.