Апрель 2008 года
…
ПЕРВАЯ ПОДЛОДКА РОССИИ
На излучине Невы на Свердловской набережной стоит одно из самых известных промышленных предприятий Санкт-Петербурга — Ленинградский Металлический завод. Недавно он отметил свое 150-летие, коллектив поздравил президент Владимир Владимирович Путин. Это предприятие известно по всему миру, оно выпускает энергетические турбины — паровые, гидравлические и газовые, то есть турбины, предназначенные для производства электроэнергии. Подсчитано, что каждый десятый киловатт электроэнергии во всем мире вырабатывается агрегатами, изготовленными на Свердловской набережной. Мощные машины с маркой ЛМЗ стоят на крупнейших электростанциях планеты — на Саяно-Шушенской, Красноярской и Братской ГЭС в Сибири, на атомных станциях.
Но завод известен не только этой продукцией. Он много сделал для отечественного Военно-Морского флота, оснащал мощными орудиями главного калибра русские броненосцы, участвовавшие в Цусимском сражении, и советские линкоры, громившие немцев в годы Великой Отечественной войны.
В октябре 1906 года со стапелей Металлического завода на невскую воду был спущен необычный, похожий на рыбу 36-метровый корабль, который именовали водобронным миноносцем под названием «Почтовый» (несколько странное название связано с тем, что он был заложен на средства, собранные почтовыми работниками).
В истории русского военного флота «Почтовый» занимает почетное место: это была подводная лодка, впервые в мире подтвердившая возможность подводного плавания с двигателем внутреннего сгорания. Дело в том, что в начале прошлого века в разных странах с разным успехом пытались решить сложную задачу: соединить воедино пароэлектрические и дизель-электрические установки, использовавшиеся раздельно для надводного и подводного хода.
Россияне, как утверждают историки флота, тогда продвинулись дальше всех, опередив французов и американцев. Автором проекта был известный изобретатель в этой области С. К. Джевецкий. Ее создание благословил высший научный авторитет России в области судостроения — академик А. Н. Крылов.
У подлодки «Почтовый» было много недостатков: шумный ход, масляный след, малый запас плавучести, малая скорость, рассогласованность работы систем, отсутствие удобств для экипажа и прочее. Она была зачислена в состав Балтфлота, проходила испытания, но практически не использовалась даже в учебных целях и вскоре, в 1913-м году, была списана, а в 1924-м разобрана на металлолом. Но в истории русского подводного флота «Почтовый» остался навсегда.
АНГЛИЧАНЕ ПОЙМАЛИ ШЕСТИНОГА
Сколько ног у осьминога? Разумеется, восемь. Потому так и называется это удивительное животное. Кстати, очень смышленое и общительное. А вот английские океанологи обнаружили осьминога с шестью конечностями. Ученые так удивились, что даже дали ему имя — Генри.
Генри был пойман у северного побережья Уэльса работниками местного морского зоопарка. Они не сразу заметили, что у Генри только шесть конечностей. Обнаружить это им удалось после того, как осьминог распластался на стекле аквариума. Бывает, что у осьминога не хватает щупалец после сражения с врагами. Но Генри был здоров и бодр.
Сейчас изучением уникального моллюска занимаются сотрудники Центра изучения морской жизни. Они полагают, что недостаток конечностей — результат природного дефекта, а не травмы. Бывает ведь, что животные рождаются с двумя головами. Руководитель исследования связался с аквариумистами по всему миру и проанализировал всевозможные источники информации в Интернете. По результатам своей работы он заявил, что Генри — единственный известный на планете осьминог с шестью щупальцами и он вполне достоин называться шестиногом.
Осьминоги относятся к классу головоногих моллюсков. Осьминоги знамениты наличием трех сердец: одно отвечает за прокачку крови по всему телу, а два других обеспечивают ток крови через жабры, где она обогащается кислородом. Кровь осьминогов имеет характерный голубой цвет из-за пигмента гемоцианина, который выполняет функцию переноса кислорода.