Апрель 2009 года
…
История исторических изречений
Сережа Пятитомов, внук академика, вернулся из школы домой в глубокой задумчивости.
— Опять двойка? — спросил профессор Синицын, который вместе с дедушкой молодого человека трудился над очередной статьей.
— Не то чтобы двойка, — ответил Сергей, — тройка. Но какая-то неопределенная. У нас вчера была самостоятельная по математике. А сегодня Андрей Михайлович стал раздавать проверенные работы и говорит: «Это ужас какой-то. Если руководствоваться общепризнанными правилами, пришлось бы всем поставить двойки и единицы. Но я принял другое решение. Беспрецедентное. Надеясь на улучшение в будущем, я вместо колов поставил пары, а вместо двоек — тройки».
— По-моему, это мудрое решение, — сказал дедушка. — К тому же исторический прецедент был.
— Ну конечно же! — вспомнил профессор. — В 371 году до нашей эры шла Беотийская война между Спартой и Фивами, древнегреческими городами-государствами. В бою под Левктрами спартанцы потерпели сокрушительное поражение — фиванское войско обратило их в паническое бегство. По закону, действовавшему в Спарте, славившейся боевым духом, воин, самовольно покинувшей поле боя, лишался гражданства. Однако на этот раз бегство было столь массовым, что при исполнении принятых правил количество спартанских граждан уменьшилось бы катастрофически. С другой стороны, и закон нарушать нельзя… Выход из положения нашел царь Агесилай: поздним вечером собрав спартанцев на агоре, площади для общественных собраний, он возвестил им: «Граждане! Ночная тьма сгустилась над Спартой; пускай же законы крепко спят!»