Архив журнала для детей Костер

Апрель 2009 года

Журнал Костер. Апрель 2009 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




Советы Маши-искусницы
Художница Ольга Зайцева со своими кукольными питомцами

ЕСЛИ ГОЛОВА НА ПЛЕЧАХ…

Начало

Итак, мы продолжаем создавать куклу. При работе над куклами чаще всего делают папье-маше из мелких кусочков бумаги (иногда ткани). Для папье-маше берется самая обычная бумага двух видов, например, — газетная и оберточная. Для того чтобы не запутаться в слоях и равномерно выклеить всю форму, бумагу чередуют. Клей варят сами. Вот рецепт традиционного домашнего клея.

Клей из пшеничной муки

3 столовые ложки пшеничной муки разводим в 1,2 стакана холодной воды.

Удобно делать это в эмалированной кружке. Ставим кружку на маленький огонь. Помешиваем смесь, пока раствор не загустеет. Не кипятим! Раствор клея процеживаем через марлю и остужаем.

Рисунок 1
Рис. 1
Рисунок 2
Рис. 2
Рисунок 3
Рис. 3
Рисунок 4
Рис. 4
Рисунок 5
Рис. 5

Первый слой выкладывают из оберточной бумаги. Начинают с нее, чтобы потом не возникло трудностей с покрытием под названием «левкас» (из-под него могут начать просвечивать газетные строки), а затем выклеивают второй слой, уже из газетной бумаги, и так далее. Совсем необязательно предварительно нарезать кусочки бумаги — при работе обычно сразу отрывают кусочек, обмакивают его в клей и налепляют на основу. Количество слоев должно быть не менее 7-10. Бумажную массу оставляют сохнуть (не вынимая из формы). Иногда этот процесс занимает до трех дней.

Инструменты для папье-маше

Когда папье-маше полностью просохнет, его осторожно тупым ножом отсоединяют от формы и вынимают. Две высохшие половинки головы тщательно подгоняют друг к другу и склеивают клеем ПВА.

Следующий этап — это проклейка головы марлей (основы для левкаса). Понадобятся узкий бинт и клейстер (рис. 3). Теперь можно голову покрыть левкасом, который делается из столярного клея, масляных белил для живописи и сухого пигмента белил (тальк, зубной порошок). На паровой бане разводится столярный клей. Когда клей растворится в воде, его пробуют пальцами: если пальцы немного слипаются, то клей получился. В остывший клей (300 г) выдавливается из тюбика с масляными белилами «колбаска» длиною в 10 см. Неплохо для эластичности добавить желток яйца. В этот раствор осторожно высыпается сухой пигмент белил, и все размешивается до состояния густой сметаны. Левкас готов.

Смесь накладывают на марлевую основу и кистью размазывают по форме (рис. 4). Когда форма высохнет, ее тщательно ошкуривают наждачной бумагой. Чтобы ошкурить детали, наждачную бумагу скручивают в фунтик (рис. 5). Второй (а иногда и третий) слой левкаса также сушат и ошкуривают. (Подобный рецепт левкаса можно использовать и для покрытия досок для живописи.)

Для создания отталкивающего образа какой-нибудь болотной нечисти можно на влажный левкас насыпать крупу (манку, пшено, гречку, перловку), немного вдавить, дать высохнуть, промазать клеем ПВА и еще раз покрыть левкасом — получится интересная фактура.

Ну вот голова и готова! Ее, гладкую, сияющую (и волнующую каждого художника своей белизной), следует раскрасить! Но об этом — в следующий раз!




Ольга Зайцева
Художник Ольга Зайцева
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»