Апрель 2009 года
…
ЕСЛИ ГОЛОВА НА ПЛЕЧАХ…
Итак, мы продолжаем создавать куклу. При работе над куклами чаще всего делают папье-маше из мелких кусочков бумаги (иногда ткани). Для папье-маше берется самая обычная бумага двух видов, например, — газетная и оберточная. Для того чтобы не запутаться в слоях и равномерно выклеить всю форму, бумагу чередуют. Клей варят сами. Вот рецепт традиционного домашнего клея.
Клей из пшеничной муки
3 столовые ложки пшеничной муки разводим в 1,2 стакана холодной воды.
Удобно делать это в эмалированной кружке. Ставим кружку на маленький огонь. Помешиваем смесь, пока раствор не загустеет. Не кипятим! Раствор клея процеживаем через марлю и остужаем.
Рис. 1 |
Рис. 2 |
|
Рис. 3 |
Рис. 4 |
Рис. 5 |
Первый слой выкладывают из оберточной бумаги. Начинают с нее, чтобы потом не возникло трудностей с покрытием под названием «левкас» (из-под него могут начать просвечивать газетные строки), а затем выклеивают второй слой, уже из газетной бумаги, и так далее. Совсем необязательно предварительно нарезать кусочки бумаги — при работе обычно сразу отрывают кусочек, обмакивают его в клей и налепляют на основу. Количество слоев должно быть не менее 7-10. Бумажную массу оставляют сохнуть (не вынимая из формы). Иногда этот процесс занимает до трех дней.
Когда папье-маше полностью просохнет, его осторожно тупым ножом отсоединяют от формы и вынимают. Две высохшие половинки головы тщательно подгоняют друг к другу и склеивают клеем ПВА.
Следующий этап — это проклейка головы марлей (основы для левкаса). Понадобятся узкий бинт и клейстер (рис. 3). Теперь можно голову покрыть левкасом, который делается из столярного клея, масляных белил для живописи и сухого пигмента белил (тальк, зубной порошок). На паровой бане разводится столярный клей. Когда клей растворится в воде, его пробуют пальцами: если пальцы немного слипаются, то клей получился. В остывший клей (300 г) выдавливается из тюбика с масляными белилами «колбаска» длиною в 10 см. Неплохо для эластичности добавить желток яйца. В этот раствор осторожно высыпается сухой пигмент белил, и все размешивается до состояния густой сметаны. Левкас готов.
Смесь накладывают на марлевую основу и кистью размазывают по форме (рис. 4). Когда форма высохнет, ее тщательно ошкуривают наждачной бумагой. Чтобы ошкурить детали, наждачную бумагу скручивают в фунтик (рис. 5). Второй (а иногда и третий) слой левкаса также сушат и ошкуривают. (Подобный рецепт левкаса можно использовать и для покрытия досок для живописи.)
Для создания отталкивающего образа какой-нибудь болотной нечисти можно на влажный левкас насыпать крупу (манку, пшено, гречку, перловку), немного вдавить, дать высохнуть, промазать клеем ПВА и еще раз покрыть левкасом — получится интересная фактура.
Ну вот голова и готова! Ее, гладкую, сияющую (и волнующую каждого художника своей белизной), следует раскрасить! Но об этом — в следующий раз!
Ольга Зайцева |
Художник Ольга Зайцева | Страничка автора | Страничка художника |